Бульвар Монпарнас

Бульвар Монпарнас

Boulevard du montparnasse

На парижских бульварах зачастую творилась история, будь то история мировой литературы, живописи или моды. Бульвар Монпарнас на левом берегу Сены славится тем, что когда-то, словно магнит, затягивал в свои объятья богемную и политически активную братию со всего мира.

Начало бульвар протяженностью в 1632 метра берет от площади Леона Фарга, а заканчивается на пересечении с проспектом Обсерватуар. Название ему перепало от холма возле Латинского квартала. Местные студенты в XVII веке окрестили тот участок «Монпарнасом» («гора Парнас» — место обитания муз в античной мифологии). Здесь они бродили, читали стихи и кутили в кабачках. Хотя король-солнце приказал разбить на этом участке широкий бульвар, парижане им долго фактически не пользовались. До начала XX века он выглядел как сельское предместье, хотя холм и разровняли во времена османовской реконструкции.
Бульвар Монпарнас3

К бульвару Монпарнас частично принадлежат три округа Парижа – 6, 14 и 15. В XVII-XVIII веках здесь располагалось множество конюшен транспортных компаний. С наступлением эры автомобилей нужда в конюшнях отпала, что и вызвало наплыв на бульвар когорты художников: превратить помещения в мастерские было довольно просто и дешево.

В начале ХХ века художники один за другим меняли Монмартр на Монпарнас, причем начали волну парижане, а продолжили мастера со всех краев света. Так, дом № 1 служил жилищем графику Леону-Полю Фаргу, № 25 – неоимпрессионисту Полю Рансону, № 60 – американскому скульптору, автору «мобилей» Александру Колдеру, № 70 – живописцу и литографу Люсьену Симону, № 83 – мастеру фигуративной живописи Никола де Сталю, № 84 – художнику Гийому Сейнаку, № 132 – фовисту Анри Матиссу, № 135 – скульптору Камилле Клодель, а в домах 162 и 171 часть своей жизни провели писатели Ромен Роллан и Эрнест Хемингуэй.

Достопримечательности бульвара Монпарнас

Поскольку этот район города был новым, бульвар практически не изменился с того времени – те же здания из тесаного камня, ковка на металле и орнаменты на рельефах, что и в 1910-1940 годах. После окончания Первой мировой бульвар Монпарнас оброс новыми сооружениями, служившими для развлечений публики.

Культовыми заведениями бульвара Монпарнас стали расположенные на перекрестке Вавен (ныне – площадь Пабло Пикассо) «Клозери де Лила» (дом № 171), «Ротонда» (дом № 105), «Купель» (дом № 102) и «Дом» (дом № 108).

С кафе «Клозери де Лила» («Хуторок в сирени»), по сути, началось литературное движение на бульваре. Сюда захаживали Оскар Уайльд, Теофиль Готье, Эмиль Золя, Эрнест Хемингуэй, Френсис Скотт Фитцджеральд, Пикассо, Гоген, Ленин играл тут в шахматы, Поль Фор вообще считал кафе редакцией своего журнала…- о подобных фактах твердят таблички у столиков в кустах сирени. Да и скатерти красноречивы – все сплошь усеяны автографами знаменитых и напечатанными шедеврами живописи. Цены тут выше среднего, но кафе, не раз упоминаемое Хемингуэем в «Празднике, который всегда с тобой», до сих пор посещают люди творческих профессий.
Бульвар Монпарнас2

Открытую в 1903 году «Ротонду» тоже не обходили стороной литераторы, художники и деятели политики. Это заведение фигурирует в произведениях Владимира Маяковского и Эрнеста Хемингуэя. А такие мастера, как Пикассо, Шагал, Модильяни и Кандинский часто писали портреты посетителей «Ротонды», владелец которой всегда был готов накормить бедную творческую братию, что могла рассчитаться лишь собственными картинами или сочинениями. Именно здесь были созданы многомиллионные полотна Хаима Сутина, а случайная встреча превратила Габриэль Шанель в законодательницу высокой моды. Усевшись на сиденья в том же интерьере, что и столетие назад, можно ощутить дыхание эпохи.
Бульвар Монпарнас

Напротив «Ротонды» расположилась брассери «Дом», принимавшая вначале обычных работяг, а к 1923 году — уже и элиту в лице Генри Миллера, Эрнеста Хемингуэя и Уильяма Фолкнера, Нынче это рыбный ресторан, в который не брезгуют заглядывать знаменитости.

В брассери «Куполь» заседали Маяковский, Сартр, Дали, Пикассо и Цадкин. Здесь с 1920-х годов заявляли о себе Парижу будущие звезды блюза и джаза вроде Жозефины Бейкер. Атмосфера в брассери прежняя, чему немало способствуют наличие зеленого и красного в цветовой палитре интерьера стиля ар-деко, а также расписанный в различных техниках купол. Заведение сохранило привычный ритм работы: отведать пива можно даже в полночь.

Бульвар сегодня

Бульвар Монпарнас и поныне привлекает своей индустрией развлечений и предоставляемыми благами: на нем расположились 6 кинотеатров (учитывая крупнейший в Париже) и множество трехзвездочных отелей. Правда, ХХ век добавил ему офисности в виде банков, адвокатских контор и медицинских кабинетов.

Гурманы, кроме посещения знаменитых кафе перекрестка Вавен, могут потешить себя ливанской, вьетнамской, японской, индийской, французской и итальянской кухней в бульварных бистро, пиццериях и ресторанах, отведать блинов в традиционных блинных и выпить пива в многочисленных брассери.

Бульвар Монпарнас4

Ценителям прошлого стоит прогуляться по антикварным лавкам в поисках вещиц, принадлежащих богеме начала ХХ века, а восхититься окрестностями можно, взобравшись на башню Монпарнас. Это сооружение заменило старый ж\д вокзал и пока является самым высоким в стране. Это офисное здание, в духе нового Монпарнаса, может похвастаться и шикарным видом Парижа с высоты в 209 м. Если смотровая площадка все же страшит, за ту же сумму можно поглядеть по сторонам из окон ресторана на 56-м этаже. Кстати, башня является единственным городским небоскребом французской столицы – после ее возведения их запретили. Потому что портят такие высотки весь уютный облик Парижа.

Да, нельзя назвать бульвар Монпарнас местом вдохновляющим, в отличие от хранящих свое очарование Итальянского бульвара или Монмартра. Он – продукт новой эпохи, правда, со своей легендой. Легендой о голодных гениях «потерянного поколения», расплачивавшихся в местных кафе своими шедеврами.

Закрыть

Как добраться

Адрес: Boulevard du montparnasse, Paris 75015
Метро: Vavin, Montparnasse - Bienvenüe
Поезд RER: Port-Royal

Обновлено: 13.10.2015

Оставить комментарий: