Опера Гарнье

Опера Гарнье

Опера Гарнье — вторая опера Парижа для Наполеона III

Гранд Опера (Grand Opéra) представляет интерес не только для поклонников оперного искусства. Само здание дворца Гарнье – как снаружи, так и внутри – может подарить незабываемые впечатления поклонникам скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, а также является блистательным образцом эклектичной архитектуры, музеем театральной техники и технологий.

Строительство новой оперы в Париже было задумано после покушения на Наполеона III, совершенного в помещении Оперы находящейся на улице Ле Пелетье, в 1858 году. После этого инцидента император отказался на отрез посещать то злополучное место, был проведен конкурс на наилучший проект, в котором одержал победу архитектор Шарль Гарнье, неизвестный в то время.

Планировка новой Оперы предполагала отдельный вход для императора, что изолировало его от возможных посягательств на его жизнь. Но к сожалению Наполеону III, так и не довелось побывать в своей ложе в новой Опере, т. к. строительство было прервано Франко-прусской войной и возобновилось лишь в 1871 году, а уже 1875 было закончено. Долгие годы театр имел имя Парижской Оперы, и лишь в 1989 году был переименован в честь своего создателя в Оперу Гарнье.

Экскурсия в оперу Гарнье

Четыре фасада Оперы Гарнье

Начать знакомство с легендарным зданием стоит с его Южного фасада. Эта самая роскошная часть постройки поражает многообразием и избыточностью художественных приемов и образов.

Южный фасад оперы Гарнье

Южный фасад оперы Гарнье

По идее Шарля Гарнье, над декорированием фасада работали 14 художников и 73 скульптора – поэтому он представляет собой один из самых характерных примеров эклектики, или попросту смешения жанров.

Десять широких ступеней ведут ко входу в театр, который украшает галерея из семи арок. Она оформлена скульптурами и барельефными портретами величайших композиторов.

Также здесь можно увидеть четыре знаменитые скульптурные композиции, символизирующие столпы театрального искусства. Это «Драма» работы Жюля-Жозефа Перро, «Инструментальная музыка» Эжена Гийома, «Поэзия» Франсуа Жуффруа, а также самая известная из всех четырех композиций – «Танец» работы великого Жана-Батиста Карпо, которая пострадала от рук излишне пуритански настроенных вандалов в 70-е годы XIX века.

Сочтя, что «Танец» включает в себя слишком откровенные обнаженные фигуры юных танцовщиц, кто-то из горожан ночью облил скульптурный шедевр чернилами. В настоящее время на фасаде дворца можно видеть копию этой композиции. Оригинал хранится в музее Орсе.

Над галереей расположена лоджия – балкон в обрамлении изящной колоннады, выполненный на стыке стилей итальянского возрождения и французского классицизма. Между колоннами органично вписаны бюсты великих композиторов, среди которых Моцарт, Россини, Бетховен.

Национальная академия музыки

Эту скульптурную композицию венчает надпись «Национальная академия музыки».

Несколько громоздкий аттик расположен прямо над лоджией и украшен гирляндой из 53 античных масок, выполненных в бронзе. Сам Гарнье признавал тяжеловесность этой архитектурной детали на фоне общей концепции здания.

Венчает фасад купол со скульптурой Аполлона, держащего над головой золотую лиру. Кроме художественной ценности, у скульптуры есть и утилитарное значение – она выполняет роль громоотвода.

скульптура Апполона

скульптура Апполона

Ниже по левой и правой сторонам расположены две скульптурные композиции – «Гармония» и «Поэзия».

Определяющим элементом Западного фасада здания Гранд Опера, является служебный вход, более известный как «Ротонда Императора». Это отдельный подъезд, который был рассчитан на прием высоких гостей, и в частности, самого Наполеона III.

Павильон императора

Павильон Императора

Двойной пандус, ведущий ко входу в театр, предполагал въезд конных экипажей прямо к дверям. По мнению многих искусствоведов и критиков, этот архитектурный элемент контрастирует с общим ансамблем здания и нарушает его художественную целостность. Так или иначе, служебный вход, в обрамлении двойного пандуса имеет величественный и торжественный вид. По обеим его сторонам расположены мраморные колонны, увенчанные бронзовыми скульптурами орлов, которые являются символом императорской власти.

Внутри Ротонды Императора расположена уникальная библиотека.

Библиотека при опере Гарнье

Библиотека при опере Гарнье

Она одновременно является старейшим в мире оперным музеем. Основанный в 1866 году, театральный архив вырос в крупное собрание книг, документов, эскизов и макетов декораций, костюмов, а также других экспонатов, иллюстрирующих историю театра. Общее число изданий в библиотеке – 600 000; экспонатов музея – 8 500.

Завершает композицию западного фасада театра памятник Шарлю Гарнье, выполненный из позолоченной бронзы.

Памятник Шарля Гарнье

Памятник Шарля Гарнье

На его постаменте вырезан архитектурный проект здания Гранд Опера.

Восточный фасад театра также оформлен ротондой. Это так называемый «павильон абонентов» — третий вход в оперу, предназначенный для привилегированной публики.

Западный фасад оперы и ресторан

Западный фасад оперы и ресторан «Фантом»

В настоящее время здесь расположился ресторан «Фантом». Он сам по себе является уникальным образцом современной архитектуры и дизайна. Перед владельцами ресторана была поставлена сложная задача – оставить в неприкосновенности исторические интерьеры памятника архитектуры.

Ресторан Фантом

Ресторан «Фантом»

Поэтому помещение ресторана собрано из стеклянных панелей различной формы, которые подвешены на металлических рельсах – то есть вся конструкция буквально висит в воздухе. Через стеклянные прозрачные стены проступает ничем не нарушенный интерьер исторического здания. А в случае необходимости ресторан можно бесследно демонтировать.

Северный фасад Оперы Гарнье имеет преимущественно рабочие функции. Он включает в себя задний двор, который является дополнительным черным входом для сотрудников здания, а также грузовым подъездом театра.

северный фасад

Cеверный фасад оперы Гарнье

Здесь, с задней стороны здания, происходит разгрузка декораций и подъем крупных деталей наверх, на сценический планшет. Следует отметить, что ширина двора полностью соответствует ширине сцены театра (152 метра).

Интерьеры Оперы Гарнье

Благодаря инженерным инновациям, которые использовал Шарль Гарнье при проектировании здания Парижской Оперы, внутренние пространства избавлены от колонн-подпорок и громоздких несущих стен. Из-за этой особенности, интерьеры театра выглядят более просторными и воздушными.

Поднявшись по ступеням лестницы Южного фасада, зритель попадает в Большой вестибюль, где его встречают четыре статуи великих композиторов в сидячих позах. Это Рамо, Люлли, Глюк и Гендель.

вестибюль опера Гарнье

Вестибюль оперы Гарнье

Данный вестибюль был предназначен для непривилегированной публики, которая могла здесь приобрести билеты на спектакли. Окна этого зала, обрамленные пилястрами и колоннами, каждое из которых имеет свой уникальный фронтон, были разработаны лично Шарлем Гарнье. В настоящее время здесь работает магазин, в котором можно приобрести сувениры и тематическую литературу.

Следующее помещение, в котором оказывается посетитель театра – так называемый «вестибюль контроля». Он является буферной зоной между входом и парадной лестницей. Здесь происходит проверка билетов и выписываются входные пропуска.

Зрители, принадлежавшие к высшему обществу проходили в театр через «Ротонду абонентов». Потолок ее расписан арабесками (среди которых, приглядевшись, можно различить автограф главного архитектора здания), а само помещение украшено несколькими скульптурными композициями и кариатидами. Потолок ротонды поддерживает портик из 16 колонн красного мрамора. Ротонда абонентов расположена точно под зрительным залом.

Одна из ротонд, известная под названием «Ротонда Солнца», изначально задумывалась как вестибюль курительной комнаты. Из-за нехватки времени перед открытием театра, Шарль Гарнье не стал детально разрабатывать декор этого зала.

ротонда солнца

Ротонда Солнца

Он привлек к работе двух известных сценографов того времени – Огюста Рубе и Филиппа Шаперона. Им была задана только общая тема – «Огонь». Художники создали интерьер, пронизанный потоками света, отражающимися в четырех зеркалах на золотой основе.

Следующее помещение носит название «Лунное фойе». В нем должна была располагаться сама курительная комната. Для оформления этого зала художникам была предложена тема «Ночь».

Лунное фойе

Лунное фойе

Круглый потолок декорирован изображениями сов, летучих мышей и звезд – которые, отражаясь в зеркалах, создают иллюзию бесконечности.

К главному фойе ведет Мозаичная галерея. Шарль Гарнье был первым архитектором во Франции, который использовал этот вид декора для внутреннего помещения. Галерею украшают мозаичные фигуры Авроры, Психеи, Дианы и Эвридики, которые выложены эмалью на золотом фоне.

Отсюда зрители попадают в Большое фойе, которое поражает своими размерами (его длина – 54 м., ширина – 13 м., высота – 18 м.), а также роскошью убранства.

Оформленное в стиле торжественных дворцовых зал, оно богато декорировано зеркалами и хрусталем, что в сочетании с оконными проемами придает помещению особенную воздушность. Потолок расписан художником Полем Бодри, которого Гарнье специально вызвал из Рима, где тот был занят созданием копии Сикстинской Капеллы. Основным художественным образом в интерьере Большого фойе является лира.

Ее изображение встречается повсюду, в форме лиры выполнены даже дверные ручки. В каждом конце фойе можно увидеть богато декорированный камин. Среди скульптурных композиций – копия бюста Шарля Гарнье работы Жана-Батиста Карпо. Этот великолепный зал служит местом для общения публики во время антрактов.

Связующим звеном между различными фойе театра и его зрительным залом служит Парадная лестница – одно из самых знаменитых мест Гранд Опера, его визитная карточка.

парадная лестница

Выполненная из белого мрамора, она украшена камнем из разных концов мира. Несколько уровней ее пролетов ведут в разные зрительские помещения. Основание лестницы освещают два массивных торшера, которые представляют собой скульптурные образы женщин, держащих в руках снопы света. Пролеты парадной лестницы образуют световой колодец, который является центром архитектурной композиции. Потолок над лестницей расписан мифологическими сюжетами.

И,наконец, главная достопримечательность театра – его зрительный зал. Он имеет классическую форму подковы, кресла в нем обиты красным бархатом.

зал

Зрительный зал Оперы Гарнье

Из этого же материала выполнен сценический занавес, который декорирован золотыми кистями. Партер, амфитеатр, ложи, бельэтаж, балкон и верхняя галерея вмещают 1900 зрительских мест. Венчает зал великолепная хрустальная люстра, плафон которой изначально был расписан в стиле итальянского возрождения, а в середине XX века его оформил великий Марк Шагал.

люстра оперы Гарнье

Стоит отметить, что легендарное падение люстры в зрительный зал во время спектакля является художественным вымыслом. На самом же деле, упала не двухсоткилограммовая люстра, а ее противовес. Случилось это в 1896 году. В результате инцидента погиб только один зритель, которого придавило балкой на верхней галерее.

Сценическое пространство оснащено высокотехнологичной машинерией, однако здесь сохранились и старинные образцы театральных технологий.

Как добраться

Адрес: 8 Rue Scribe, Paris 75009
Телефон: +33 1 71 25 24 23
Сайт: operadeparis.fr
Метро: Opera
Поезд RER: Auber

Обновлено: 26.11.2016
  • Гордеев Паша
    дата: 19.10.2012

    Хоть я и не любитель оперы, но Оперу Гарнье я обязательно посетил. Даже раздумий не было. Красоту и величие этого здания не передать словами. Это надо видеть! Такое богатство и роскошь я еще не встречал. Был тут не по туристической экскурсии, ходил на представление. Оно мне тоже понравилось. Но больше был поражен красотой здания, чем самим представлением.

  • мария
    дата: 21.02.2014

    У меня вопрос, Призрак Оперы существовал?

  • Сергей
    дата: 09.07.2014

    Мария, фантом и сейчас существует. Посещает ложу №5, в которую не продают билеты

  • Сергей
    дата: 24.08.2014

    Мария, вот теперь я сам убедился — существует! В ложе №5 у меня так и не сработала вспышка.

  • Мария
    дата: 24.08.2014

    Сергей, так а как вас пустили в это ложу? Какие ощущения? Чувствовалось что Призрак где то рядом?

  • madu
    дата: 23.12.2014

    Исправьте заголовок . НапОлеон.

  • Мария1
    дата: 23.12.2014

    Сергей, как вас могли впустить? Я слышала что в эту ложу билеты не продают. И кстати вспышка могла быть просто совпадением. Мне конечно, самой хочется верить что все так и есть, типа, дух призрака еще остался. А вы посещали экскурсии в опере, там говорили что то об этой легенде?

  • Оставить комментарий: