Церковь Сент-Этьен-дю-Мон

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон

Турист, совершающий прогулку по Парижу, не останется равнодушным, осмотрев одну из изюминок старинной культовой архитектуры – церковь Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont). Стоящая в «тени» Пантеона, она не так хорошо известна, как Нотр-Дам, но является объектом пристального внимания гостей города благодаря необычному решению фасада и удивительному интерьеру.

Необычный облик церкви

Характерная особенность этого храма — оригинальный фасад, представляющий собой наслоение нескольких художественных стилей, сменившихся за период продолжительных работ по его возведению, с 1492 по 1622 годы. Фасад построен классическим способом, он состоит из трех фронтонов, поставленных один на другой. Но при взгляде на эту церковь создается ощущение, что каждый из стилей приложил «руку» к оформлению ее фасада: здесь прослеживаются черты лаконизма и строгой симметрии ренессанса, тяжеловесной вычурности барокко, простой и возвышенной готики.

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон

Центральный вход в храм оформлен классическим фронтоном, рядом коринфских пилястр, барельефными медальонами с сюжетами из античной жизни и нишами, в которых поместились статуи святых. Следующий уровень фасада, логически продолжая нижний, в то же время наполнен архитектурными элементами, присущими барочным сооружениям, — это скругленный фронтон, аттики с глухими окнами, круглые окна, и общий принцип «перетекания» форм. Завершает эту композицию готическая крыша с окном-розеткой, которая как будто старается еще больше возвысить, визуально вытянуть вверх всю архитектурную конструкцию.

Могучие контрфорсы, тянущиеся по всей длине здания, придают церкви большую устойчивость и монументальность, и, вместе с тем, создают особый ритм архитектуры. Интересно, что при исключительной индивидуальности каждого из стилей, представленных здесь, столь причудливое их сочетание не вносит в облик церкви дисгармонии, а, напротив, создает впечатление логики и единства.

Интерьер храма

Интерьер храма, в продолжение игры стилей, отличается необычайным своеобразием. Готика ярко выражена в трех нефах с трансептом с их ребристыми сводами, стрельчатых окнах, богато украшенных витражами XVI-XVII веков и в высоких колоннах цилиндрической формы, поддерживающих идущие над аркадами галереи.

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон - внутри

Но самый необычный элемент интерьера церкви, делающий ее неповторимой в своем роде, — это амвон, место в христианском храме, с которого традиционно произносятся проповеди или читаются главы Священного писания. В большинстве церквей это совсем небольшое возвышение перед алтарем, куда ведут ступеньки. Здесь же амвон устроен в виде поперечного балкона, приподнятого на уровень второго этажа, отделяющего неф и хоры. Он создан предположительно в 1521-1545 годы, и его автором считается Филибер Делорм, известнейший французский архитектор эпохи Возрождения.

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон - лестница

Продолжением изящного амвона являются винтовые лестницы, идущие с двух сторон и придающие всему помещению эффект постоянного движения. Изящные каменные «кружева» перил лестниц повторяют рисунок бортиков балкона, а устроенные по обеим сторонам балкона входы в другие помещения храма, выполнены в лучших традициях Ренессанса.

Местные святыни

Главной реликвией церкви Сент-Этьен-дю-Мон считается гробница, в которой хранится рака с сохранившимися после Французской революции мощами покровительницы Парижа Святой Женевьевы. История повествует о том, что именно она в далеком 451 году защитила город от нашествия гуннов и их жестокого предводителя Аттилы.

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон - гробница

Внутри галереи, окружающей хоры, недалеко от пилонов капеллы Пресвятой Девы Марии, расположены гробницы почитаемых жителей Парижа – Блеза Паскаля и Жана Расина, а в часовенке, слева от входа, установлены их бюсты.

Еще одним важным историческим свидетельством, расположенным у главного нефа храма, является плита, указывающая на то место, где в середине XIX века отлученный от церкви священник Жан Верже, не принявший догмат о непорочном зачатии Девы Марии, убил архиепископа Парижа Сибура.

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон - орган

Установленный в храме большой богато украшенный орган, выполненный мастерами XVII века, привлекает не только прихожан церкви, но и поклонников живой музыки и хорового пения.

Как добраться

Адрес: Rue de la Montagne Sainte-Geneviève
Остановка: Cardinal Lemoine

Обновлено: 06.05.2013
  • Валерий
    дата: 19.02.2016

    А кто является первым архитектором церкви?

    • Парижанка
      дата: 19.02.2016

      Не могу найти информацию, известно, что церковь была потроена по указу папы Гонора III в 1222 году.

  • Оставить комментарий: