Версаль

Версаль

Версаль (Versailles) –  бывшая резиденция французских королей, ныне селение, расположенное недалеко от Парижа.История началась с Людовика XIV, который территорию для охоты превратил в дворцово-парковый ансамбль.

Как добраться в Версаль | Проживание в Версале | Достопримечательности Версаля |
Билеты в Версаль

Луи Лево – первый архитектор, воплощающий грезы короля в реальность, после изощрялся Жюль Ардуен-Мон-Сар. Последний истязал рабочих и казну тридцать лет. Именно здесь поселился весь королевский двор, именно здесь проходили многочисленные балы и блестящие празднества.

Площадь парковой территории Версаля занимает 101 гектар. Благодаря целой системе каналов селение называют «маленькой Венецией». На территории размещено огромнейшее количество смотровых площадок, аллей, променадов.

Как добраться в Версаль

Самым простым способом добраться в Версаль — воспользоваться пригородной электричкой RER, линия C. Наиболее подходящими будут станции:

  • Champ de mars
  • Pont de l’Alma
  • Invalides
  • Musee d’Orsay
  • St-Michel
  • Paris Austerlitz
  • Bibliotheque Francois Mitterand

Отсюда можно купить прямой билет до Версаля (Gare de Versailles Château Rive Gauche).

Если садитесь на электричку ( направление Pont de Rungis – Aeroport d’Orly) в северно-западной части (остановки на RER C St Ouen, Porte de clichy, Pereire Levallois,  Neuilly Porte Maillot,  Avenue Foch,  Avenue Henri Martin, Boulainvilliers) нужно будет делать пересадку на остановке RER C Champ de mars и сесть на электричку этой же ветки, но уже идущую в направление  Versailles Rive Gauche / Chateau de Versailles. Ехать до последней остановки.

Дорога туда-обратно обойдется в 7,10 евро.

Замок расположен в пяти минутах от вокзала.

Экскурсии по Версалю

Проживание в Версале

Территория Версаля неимоверно огромная, здесь действительно есть что посмотреть, поэтому не всегда достаточно одного дня, чтобы обойти все и насладится прогулкой.  Чтобы получить удовольствие от посещения дворцово-паркового комплекса, уделите хотя бы два дня для неспешной прогулки, без суеты. Предлагаем вашему вниманию отели по самым выгодным ценам в Версале.

Достопримечательности Версаля

  • Большой Трианон (Grand Trianon)— это королевский дворец в Версале. Название досталось дворцу в наследство от древнего селения Трианон, прежде расположенного на этой территории. Здесь Людовик XIV отдыхал от придворной жизни с мадам Ментенон.Строительство Большого Трианона продолжалось 4 года (1687-1691гг.) под руководством Жюля Ардуэн-Мансара, причем сам Людовик самостоятельно разработал большинство архитектурных решений. Так появилось украшенное балюстрадой и огромными арочными окнами здание, декорированное мрамором нежно-розового цвета.
    Дворец представляет собой два крыла, соединенные галереей — перистилем, проект которого разработал Робер де Котт. Фасад Большого Трианона выходит на большой двор. В этой части здания перистиль выполнен в виде изысканной аркады. Позади дворца находится парк с газонами, фонтанами, водоемами и цветочными композициями. С этой стороны, перистиль выполнен, в виде двойных мраморных колонн.Дворцово-парковый комплекс Большой Трианон занимает 23 гектара и открыт для посещения туристами.
  • Версальский дворец (Château de Versailles) — это не просто главная достопримечательность дворцово-паркового комплекса, но м символ целой эпохи в истории французской монархии, причем, один из самых масштабных во всех отношениях.Изначально, земли в этой части пригорода Парижа приглянулись королю Людовику III, но идея строительства Версальского дворца принадлежит его сыну — Людовику XIV. Позже, свою лепту в образ дворцового комплекса внес и его внук — Людовик XV.Дворец демонстрирует всему миру мощь абсолютной власти .Для возведения дворца и садово-паркового комплекса было высушено 800 га болот. Строительство продолжалось более полувека силами крестьян и национальной армии; стоимость дворца в перерасчете на современную валюту обошлась в сотни миллиардов евро. Отделка внутренних помещений ослепляет обилием роскоши и уникальных произведений искусства — фрески и картины, резьба по дереву, скульптуры из мрамора, шелковые ковры ручной работы, много золота, хрусталя и зеркал. Великолепие Версальского дворцового комплекса произвело сильное впечатление на Петра I, что после его посещения царь задумал строительство знаменитого ансамбля в Петергофе.
    Когда монархия пала, к власти пришла буржуазия, а корону принял революционно настроенный герцог Орлеанский, Луи-Филипп Версаль, в 1830 году,  поменял свой статус и стал музеем, со временем, — Музеем истории Франции (Musée de l’Histoire de France). Революционный период не самым лучшим образом сказался на состоянии Версальского дворца. Многие помещения были запущены, а то и вовсе разрушены, а мебель и произведения искусства разграблены.Реставрационные работы начались сразу после революции, по велению Луи-Филиппа. Император Наполеон Бонапарт также был озабочен судьбой здания и регулярно выделял средства на его ремонт.Постепенно, был восстановлен Зеркальный зал и роскошные золотые панели дворца, удалось вернуть часть похищенных произведений искусства, некоторые из полотен и предметов интерьера пришлось создавать заново.

    Реставрация Версаля продолжается — масштабная реконструкция дворца, которая началась в 1952 году и длилась почти 30 лет, не решила всех проблем. Поэтому, в 2003 году французские власти объявили начало 17-летней реставрации Версаля.

    Уже сейчас, полностью восстановлена изначальная планировка версальских садов, а во внутреннем Мраморном дворе вновь засияла золотом королевская решетка.

  • Версальский парк (Parc de Versailles) — это уникальные ландшафтные композиции, которые считаются едва ли не самыми изысканными в мире. В 1661 году, паралелльно со строительством дворца, король Людовик XIV поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру создать такой парк, который бы не только гармонировал с величием королевских зданий, но и превосходил по уровню роскоши все известные парки.Строительство Версальского парка заняло более 40 лет, но полученным результатом монарх остался доволен — захватывающая дух панорама открывалась сразу при выходе из дворца через Мраморный двор.

    После Великой Французской революции в Версальском дворце решено было открыть музей, и с тех пор прогулки по живописным аллеям королевского парка доступны для всех туристов.
  • Зал для игры в мяч (Salle du Jeu de paume) с архитектурной точки зрения ничем особо не примечателен, хотя и построен рядом с Версальским дворцом еще в 1686 году. Вполне возможно, что в анналах истории это помещение так и осталось бы, как место, где проходили королевские спортивные занятия. Но Судьба распорядилась по-другому…Жизнь при дворе французских королей XVII века описывалась современниками, как бесконечные приемы с чередой увеселительных мероприятий. Подобное времяпровождение подразумевало не только балы и феерические представления, но и занятия спортом.
    Известный всему миру Король-Солнце очень любил игру в мяч, — своеобразный аналог большого тенниса того времени. Придворные активно поддерживали своего монарха в этом увлечении, поэтому, Зал для игры в мяч был достаточно популярным местом.Однако всемирную известность Зал для игры в мяч получил совсем по другому поводу — в этом помещении в 1789 году представители французских горожан, под предводительством Жана Байи, принесли торжественную клятву, сохранить свой союз для создания конституции королевства.
    Сегодня в помещении Зала для игр находится музей, экспозиция которого рассказывает об историческом событии, приблизившем Французскую революцию: скульптура выступающего Жана Байи, бюсты депутатов и огромное полотно, изображающее Учредительное собрание в момент произнесения присяги.
  • Малый Трианон (Petit Trianon).  Современные историки считают, что дворец был построен Людовиком XV  для  маркизы де Помпадур в знак благосклонности монарха.Проект дворца разработал Анж-Жак Габриэль, придворный архитектор, сторонник классицизма. Строительство длилось около 6 лет и завершилось в 1768 году. Здание получилось небольшим, простым, архитектурно выдержанным — без вычурного декора, присущего архитектуре первой половины XVIII века, однако внутреннее убранство Малого Трианона выполнено в стиле рококо.
    Двухэтажный дворец выглядит очень элегантно — классические французские окна, пилястры и итальянская балюстрада вверху, коринфские колонны и широкая каменная терраса — у основания.
    Сегодня Малый Трианон — это музей, посвященный королеве Марии-Антуанетте. В его экспозиции представлена живопись XVIII века, а также мебель и предметы интерьера, восстанавливающие обстановку, характерную для той эпохи.
  • Муниципальный музей Ламбине (Musée Lambinet), посвященный истории города, находится неподалеку от Версальского дворца, возведен в 1750 году.Проект трехэтажного здания, разработанный Эли Бланшаром, предусматривал все стилевые черты, характерные для того времени — французские окна, небольшие балконы с узорными решетками и венец фасада, классический фронтон со скульптурной композицией аллегорической тематики.
    В 1852 году особняк становится собственностью Виктора Ламбине, потомки которого 80 лет спустя, подарили здание городу для организации в нем музея. Сегодня в экспозиции Музея Ламбине представлены три направления — история развития города, запечатленная в документах разных эпох, коллекция предметов искусства XVI-XX веков и реконструкция интерьеров XVIII века.Всего для осмотра доступно 35 залов, причем в большинстве из них сохранилась оригинальная отделка, а живопись, предметы мебели, скульптуры и множество предметов интерьера, — золоченые часы и канделябры, посуда, хрустальные светильники и вазы довершают обстановку, возвращая посетителей в атмосферу XVIII века.
  • Бывшая королевская больница (Ancien Hôpital Royal de Versailles), известная также, как больница Ришо (Hôpital Richaud) , находится неподалеку от местной железнодорожной станции; получила статус исторического памятника относительно недавно — в 1980 году.При Людовике XIII  возникла необходимость в постройках социального характера —  в 1636 году была построена небольшая богадельня, существовавшая на довольно скромные средства, полученные от благотворительных общин.При Людовике XV богадельня была преобразована  в королевскую больницу, финансируемую казной. Помещения больницы было перестроены и существенно расширен по приказу Людовика XVI.
    Проект нового здания, выполненный архитектором Шарлем-Франсуа-д’Арноденом, предусматривал 3 корпуса: в центральной части здания, разместились престарелые, а в двух боковых, — больные. Кроме того, рядом с больницей возвели церковь, примыкающую прямо к корпусам, чтобы больные, могли попасть на церковную службу, не выходя на улицу.На уровне было и обслуживание в больнице — отличные условия проживания, хорошее питание и многократная уборка.В качестве больницы, здание просуществовало до недавнего времени, а затем его часть была продана транспортному предприятию.
  • Кафедральный собор святого Людовика (Cathédrale Saint-Louis) изначально был задуман, как обычная приходская церковь.
    Тем не менее, в 1684 году, когда после разрушения церкви святого Иулиана Бриудского, южная часть Версаля осталась без церковного здания, построенной на ее месте часовне пришлось дать, хоть и временный, но статус приходской церкви. А так как, вместе со статусом, пришло и название — церковь святого Людовика, решено было построить настоящую церковь, достойную носить имя ангела венценосных монархов.В 1742 году проект будущего собора был одобрен Людовиком XV и строительство началось. Любопытно, что автором проекта оказался потомственный архитектор Жак Ардуэн Мансар, внук того самого Жюля Мансара, «придумавшего», в свое время Версальский дворец.
    Строительство тянулось долго и закончилось, спустя 12 лет. На инаугурации новой церкви король не присутствовал, — накануне, 23 августа 1754 года, у его величества родился наследник, будущий король Людовик XVI. Но зато, спустя год, монарх компенсировал недостаток внимания, подарив церкви 6 колоколов с именами королевских наследниц.Большой орган появился в Версальском соборе в 1761 году, и тоже, благодаря милости короля — Людовик лично контролировал изготовление инструмента лучшим мастером того времени Франсуа Анри Клико. Правда, статус Кафедрального собора церковь святого Людовика получила гораздо позже, — в 1843 году.Сегодня Версальский собор — это не только место регулярного проведения католических месс, но и своеобразная концертная площадка для современных исполнителей камерной музыки.
  • Лицей Гоша (Lycée Hoche) — действующее учебное заведение, расположенное в историческом здании Версаля.
    Здание, в стенах которого впоследствии расположился лицей Гоша, возводилось по проекту Ришара Мика, личного королевского архитектора и большого поклонника неоклассицизма. Монастырь Урсулинок (Couvent de la Reine), основанный в 1766 году, был призван выполнить очень важную миссию — дать приемлемое образование девочкам, чьи родители служили при королевском дворе.На протяжении 20 лет монастырь, курируемый королевой, пользовался большим успехом, за этот период сотни девушек получили отличное образование. Но в 1789 году, после отъезда королевской семьи из Версаля, и монастырь, и его деятельность постепенно приходит в упадок, а после Французской революции и вовсе меняет профиль и превращается в военный госпиталь.
    Об успешной в вопросах воспитания и образования репутации бывшего монастыря, власти Версаля вспомнили в 1802 году, когда остро встал вопрос об обучении детей из богатых семей. Через год, в здании открывается средняя школа. А еще некоторое время спустя, начинается реконструкция его помещений, по завершению которой в 1888 году был открыт новый французский лицей, получивший имя Гоша, в честь родившегося в Версале генерала Лазаря Гоша.Лицей успешно функционирует по сей день. А среди его выпускников значится немало знаменитостей, в том числе, и бывший президент Франции Жак Ширак.
  • Особняк иностранных дел (Hôtel des Affaires Etrangères) выделяется среди исторических зданий Версаля не только, как предмет архитектурного искусства, но и как помещение, где прошли переговоры, благодаря которым были подписаны Версальский и Парижский договора. Так был положен конец войне за независимость колоний США 1783 года.Заказ на строительство особняка поступил в 1761 году от министра иностранных дел Франции в период царствования Людовика XV, — Франсуа Шуазеля. Основную часть здания планировалось использовать, как помещение для хранения архива, а в остальных помещениях удобно было разместить вспомогательные службы министерства. Разработку проекта поручили Жан-Батисту Бертье, — архитектору, которому благоволил король.
    И как оказалось, не зря, — четырехэтажное здание особняка из кирпича и камня имеет очень представительный вид не только снаружи, но и внутри. Фасад здания, согласно стилистике того времени, украшен пилястрами с орнаментом в виде символов монархизма, верх которых венчают статуи, изображающие Войну и Мир. Вход в здание — внушительного размера двери с обильно позолоченным декором.Внутреннее убранство помещений частично сохранилось в первозданном виде — парадная галерея первого этажа с ее деревянными панелями и отделкой из золота, архивные шкафы, встроенные в стены. Сейчас здесь расположилась муниципальная библиотека, часть книг которой еще помнит Версальский дворец и своих первых хозяев — королей.
  • Церковь Богоматери (Eglise Notre-Dame) возвышается рядом с Версальским дворцом не случайно: дворец числился в официальном приходе церкви, поэтому, все основные события жизни королевской семьи проходили в ее стенах. Именно здесь крестили новорожденных наследников короля, а также венчали или проводили в последний путь родственников монарха.Острая необходимость иметь в доступной близости возможность посещения церкви возникла у Людовика XIV параллельно с переездом в Версальский дворец. Будучи ярым приверженцем католицизма, король в первую очередь позаботился о своем духовном убежище.
    Создание проекта Людовик поручил своему доверенному архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару, и в 1684 году строительство церкви началось. За 2 года Версальская церковь Богородицы была полностью построена.
    Если судить по записям церковно-приходской книги, представители монархической династии посещали церковь регулярно.С точки зрения архитекторов, церковь Богоматери — яркое воплощение традиций французского классицизма, с точки зрения прихожан и туристов, посещающих церковь, — это немного массивное, но удивительно красивое и гармоничное двухъярусное здание.А под венчающим церковь фронтоном с символическим изображением ангелов, удерживающих над солнцем королевскую корону, расположены часы, золоченые стрелки которых так же ритмично отсчитывают время, как и при Людовике XIV.
  • Замок мадам Елизаветы (Château du domaine de Montreuil): именно так звали его последнюю хозяйку — Елизавету Французскую, внучку Людовика XV и сестру последнего французского монарха.Печальная история жизни принцессы Елизаветы, вызывает особое отношению ко всему, что ее окружало, а поместье Монтрёй — и подавно.История поместья Монтрёй восходит к XII веку. Сначала, это была крепость, потом, по велению Карла VI, — монастырь целестинцев. Спустя столетия, поместье стало частью Версаля, — Людовик XVI приобрел его, чтобы подарить любимой младшей сестре. Вот тогда эти земли, площадью 8 га, и получили свое новое название — поместье мадам Елизаветы.
    Замок, в котором принцесса провела большую часть своей жизни, не отличается ни оригинальностью архитектурных решений, ни богатством экстерьера. Визуально, здание можно поделить на три части — два симметричных трехэтажных корпуса, соединенных двухуровневым павильоном.Но для Елизаветы внешнее убранство не играло особой роли — она искренне заботилась о людях и даже открыла во дворце специальную комнату, в которой врач принимал бедных, чтобы оказать им необходимую помощь.Когда началась Французская революция, патриотически-настроенная Елизавета не захотела покинуть страну и близких ей людей, и разделила участь королевской семьи, приговоренной к казни.
  • Ратуша (Hôtel de Ville) появилась в Версале лишь в XVIII веке, когда из Версальского дворца перестали поступать распоряжения, относительно уклада жизни горожан ли.В 1670 году для французского маршала Бернардена Жиго был построен особняк. По сути, это здание, которому в будущем предстояло стать зданием городской администрации Версаля, было самым настоящим дворцом, парадный вход которого, согласно этикету, был обращен в сторону королевского дворца.Неудивительно, что когда представилась возможность, Людовик XIV сразу приобрел этот особняк для своей внебрачной дочери принцессы де Конти. С этого момента, в особняке-дворце стало традицией устраивать пышные приемы, балы и просто, любые празднества. Так продолжалось, даже после того, как на смену принцессе пришел новый владелец, племянник Людовика XV, — Людовик IV Генрих, больше известный, как герцог Бурбон-Конде.Но Французская революция, как ураган пронеслась по стране, уничтожив до основания не только старый политический строй, но и многие, связанные с ним здания. В число неугодных попал и особняк Конти.

    Здание, в котором теперь выполняет свои обязанности современная местная администрация Версаля, хотя и был построен на том же месте, — является, всего лишь, стилизацией эпохи Людовика XIII. Но это — первая настоящая Ратуша Версаля.

  • Театр Монтансье (Théâtre Montansier) был построен по инициативе королевы Марии-Антуанетты и с полного одобрения короля Людовика XV. Однако авторство идеи создания нового театрального зала Франции принадлежит талантливой актрисе мадам Монтансье.Театральный опыт мадам Монтансье до знакомства с французской королевой был не самым удачным: либо ее идеи не находили отклика, либо успехи не давали покоя конкурентам. Тем не менее, мадам Монтансье настойчиво искала возможность воплощения своей мечты — создание театра, не похожего на уже известные.Благодаря связям при дворе, мадам Монтансье добилась приема у королевы и смогла пробудить в ней интерес к своему замыслу.
    Новый театр открылся в ноябре 1777 года в Версале, рядом с королевским дворцом. На торжественной церемонии присутствовала не только Мария-Антуанетта, но и сам король Людовик XV, который остался доволен посещением театра.Особое впечатление на короля и королеву произвела полукруглая форма сцены, отличная акустика, реалистичные декорации и использование механизмов, что в то время расценивалось, как новаторство.Не осталась незамеченной и отделка зала, — благодаря нежно-голубому фону интерьера, позолоченные элементы декора смотрелись очень торжественно. А возможность прямого выхода из театра прямо в королевский дворец окончательно расположила короля к Театру.
    Сегодня, театр Монтансье — официально зарегистрированное учреждение, а также официально признанный исторический памятник.

Билеты в Версаль

Есть несколько разновидностей билетов: паспорта на один или два дня, а так же билеты на посещение отдельных достопримечательностей.

Так, дневной билет обойдется в 18 евро, а с посещением музыкальных садов (с апреля по октябрь) — 25 евро.  Такой же билет, но на два дня обойдется в 25 и 30 евро соотвественно.

Билет в Версальский дворец обойдется в 15 евро, льготный билет — 13 евро. В стоимость билета входит услуга аудиогида.

Билет в Большой и Малый Трианон обойдется в 10 евро, льготный билет — 6 евро.

Сопровождение гида обойдется в 7 евро+входной билет.

Как добраться

Адрес: Place d'Armes, Paris 78000
Сайт: chateauversailles.fr
Поезд RER: Versailles - Château

Обновлено: 26.11.2016
  • Александр
    дата: 31.07.2016

    Здраствуйте ….Мы читали,что первое воскресенье месяца вход в Версаль бесплатный и также находили информацию,что уже отменили.Так ли это ? Спасибо.

    • Парижанка
      дата: 01.08.2016

      Первое воскресение с ноября по март действует бесплатный вход.

  • Оставить комментарий: