В Париже нечасто можно встретить следы античного наследия и одно из таких мест — это арены Лютеции (Arènes de Lutèce), что находятся на улице Монж в V-м городском округе.
Неожиданное открытие
Руины античной арены были обнаружены в центральных кварталах Парижа совершенно случайно в середине XIX в. В это время во многих районах города проводилась грандиозная реконструкция, начавшаяся по инициативе префекта округа Сены барона Османа. Древняя кладка северной части арены была открыта Т. Вакьером во время строительства депо омнибусов в 1860-1869 году.
Приверженцы старины далеко не сразу сумели отстоять эту древность от окончательного разрушения. Часть её вскоре после обнаружения всё-таки была уничтожена, но в 1883-1885 годах во время очередного строительства было сделано новое археологическое открытие. Под бывшим женским монастырём на улице Монж были раскопаны фрагменты южной части галло-римской арены. На этот раз сохранить её до наших дней во многом помогло открытое письмо 1883 года В. Гюго и В. Дуро, всколыхнувшее общественность и мотивировавшее городской совет принять решение о сбережении наследия прошлого.
Арены Лютеции были занесены в список исторических памятников Парижа, но реставрация этого объекта растянулась на долгие годы. Основные работы были завершены только после окончания Первой мировой войны в 1918 году.
Археологическими поисками и реставрацией памятника эпохи античности руководил Л. Капитен. В воссоздании утраченных элементов этого популярного места развлечений древних римлян и галлов принимал участие и архитектор Ж. Формиж. По его проекту была заново отстроена часть зрительских трибун.
Особенности парижской арены
Время строительства амфитеатра относится к 1 в. н. э. Он был возведён на склонах холма Монтань-Сен-Женевьев на окраине Лютеции, откуда открывалась замечательная панорама на долины рек Сена и Бьевр. Около двух столетий 17 тысяч зрителей в дни праздников и торжеств могли наблюдать с его трибун за гладиаторскими боями, схватками с дикими животными и театральными постановками.
Первоначально Арена представляла собой вытянутый эллипсоид длиной 132 м и шириной 100 м. На одной из её сторон было установлено небольшое возвышение для спектаклей и цирковых представлений, о котором теперь напоминает лишь несколько пилонов. Площадка для гладиаторских боёв шириной 41 м была опушена ниже первого ряда зрительских трибун на 2,5 м и обнесена стеной с парапетом.
На нижнем уровне для улучшения акустики было устроено 9 ниш. Здесь же располагались 5 клеток для содержания хищных животных. Первые ряды трибун предназначались для зрителей из благородных сословий, а верхние скамьи занимали простолюдины.
Время забвения и современность
С упадком великолепной Римской империи и арены Лютеции пришли в запустение. В IV в. на этом месте уже было одно из христианских кладбищ, а нашествие гуннов почти завершило их разрушение. Заброшенные на долгие годы они стали своеобразной каменоломней, откуда брали камень для новых построек.
В XII в. камни из кладки стен и трибун арены использовались для строительства стены Филиппа Августа вокруг Парижа, а со временем над бывшим ристалищем и вовсе вырос 20-ти метровый холм. В исторических документах упоминание о парижском амфитеатре встречается ещё и в XVI в. но к середине XIX столетия уже никто толком не знал, где он находился.
В современном Париже античная арена — основная достопримечательность небольшого парка, разбитого в 1896 году и названного в честь её главного исследователя Л. Капитена. Она относительно редко посещается иностранными туристами и даже относительно недавно в 1980 году была предпринята попытка уничтожить памятник истории и культуры ради возведения нового жилого комплекса.
К счастью, этого не случилось, и арена по-прежнему используется для проведения орнитологических выставок и спортивных соревнований местных клубов по футболу и петанку. Ежегодно в июле здесь проходит фестиваль джазовой музыки под открытым небом и трибуны древнего сооружения снова заполняются многочисленными зрителями.
Метро: Cardinal Lemoine,Jussieu, Place Monge