Среди монастырей и церквей столицы Франции завидной популярностью у туристов пользуется Базилика Святой Клотильды (Basilique Sainte-Clotilde) — первая крупная церковь Парижа (и до сих пор одна из немногих), построенная в неоготическом стиле.
История возникновения храма
В 1827 году городские власти постановили построить в VII округе, недалеко от Дома Инвалидов, храм в память о Святом Шарле. Но многочисленные проблемы, в том числе и финансовые, не позволили начать проект.
К идее возвратились через полтора десятка лет, при этом по каким-то причинам Святого Шарля заменили на Клотильду. Святая Клотильда —почитаемая фигура среди городских святых Парижа. Будучи женой короля Хлодвига, она склонила его к принятию христианства и последующему крещению всей Франции в самом конце V века.
Строительство храма началось в 1846 году под руководством опытного зодчего из Германии Кристиана Го. Своих мастеров, умеющих работать в неоготическом стиле, на то время в городе не оказалось.
Кристиан решил украсить строящийся храм непривычно высокими и стройными шпилями-близнецами. Они были столь необычны, что у городских властей возникли сомнения, выдержит ли конструкция такую нагрузку. Автора усилено склоняли к пересмотру проекта.
Архитектор был недоволен вмешательством в свой проект, и отказался от работы над ним на завершающей фазе строительства. Последние два года руководил стройкой ученик мастера, молодой Теодор Балль.
И он блестяще справился со своей задачей! Правда, высоту шпилей всё же было уменьшено, и сейчас она равна 69 метрам.
30 ноября 1857 года храм освятили, а в 1896 году указом римского Папы ему присвоили титул и привилегии малой базилики.
Архитектурное обличье храма
Храм выполнен с таким расчётом, чтобы напоминать в плане латинский крест. Высокие шпили удачно дополняются живописным фасадом с обилием скульптур и резьбой по камню, напоминающей кружево. Над входом взор привлекает красивое окно-роза. Стройные шпили, узкие высокие окна, изысканная резьба, вызывают ощущение лёгкого, воздушного строения.
В интерьере здания сохранились витражи XIX века, а также большое количество скульптур работы Э. Гильома, посвящённых жизненному пути и подвигу известной святой Валерии Лиможской. По этой причине храм нередко называют базиликой Святых Клотильды и Валерии.
Во внутреннем убранстве базилики отражены и другие темы: Крестный путь Господа, картины из жизни Девы Марии, принадлежащие перу художника Ж. Ленепвё. Высокие окна и стрельчатые своды создают у посетителей храма особое, немного таинственное настроение.
Достопримечательности церкви
Уже через два года после открытия в базилике установили великолепный орган, созданный известнейшим мастером Аристидом Кавайе. Вплоть до своей кончины на нём играл знаменитый европейский композитор и органист Сезар Франк.
Базилика Святой Клотильды, хоть и уступает по популярности Собору Парижской Богоматери, но многие туристы всё же считают её посещение необходимым пунктом при знакомстве с Парижем.
Телефон: +33 1 44 18 62 63
Сайт: www.sainte-clotilde.com
Метро: Solférino, Assemblée Nationale
Автобус: Bourgogne