Boulevard de Clichy
В Париже много знаменитых улиц, и зачастую они знамениты либо своими жителями и их образом жизни, либо событиями. Бульвар Клиши, безусловно, прославили как его обитатели, так и их образ жизни.
Начинается бульвар длиной почти в километр от площади Клиши, подарившей ему название, а заканчивается на пересечении с улицей Мартир, превращаясь далее в бульвар Рошешуар. Годом его строительства считается 1864, когда в одно пространство соединили параллельные дороги, идущие внутри и снаружи Стены генеральных откупщиков. За свою историю бульвар пережил три смены имени: сначала его знали как бульвар Мартир, потом как бульвар Пигаль, пока за улицей не закрепилось нынешнее имя.
Достопримечательности бульвара Клиши
В истории бульвар Клиши фигурирует как место сражения казаков и французов в 1814 году: дальше этого участка, обороняемого из последних сил маршалом Адриеном де Монсеем, русские войска продвинуться не смогли. В память об этом подвиге в начале бульвара Клиши установлена скульптура, изображающая старого вояку.
Если со следом в истории у бульвара Клиши не особо сложилось, то уж со сферой искусства он связан неразрывно. Здесь обитало и вдохновлялось много представителей творческих профессий.
- Так, дому № 6 посчастливилось иметь в числе жильцов неординарного импрессиониста Эдгара Дега. На 5 этаже этого здания он скончался в возрасте 83 лет в 1917 году.
- В доме № 8 проживали трубач, певец и автор триллера «Я приду плюнуть на ваши могилы» Борис Виан и его жена, авангардная танцовщица и киноактриса Урсула Кюблер.
- Квартиры в доме № 11 арендовали многие художники, среди которых был и Пабло Пикассо. В 1910 году в этом здании испанский художник написал портреты коллекционера Вильгельма Уде, галериста Даниэля-Анри Канвейлера и торговца искусством Амбруаза Воллара в шокировавшем тогда стиле кубизм (последний портрет, кстати, сейчас находится в музейной коллекции в Москве). Позднее Пабло перебрался в дом № 130.
- В стенах дома № 12 бульвара Клиши по очереди располагались мастерские пейзажистов Эжена Бертелона, Уильяма Дидье-Пуже и Франсиса Таттегрейна.
- В доме № 18 Джеймсом Уистлером, американским художником, мастером офорта, был написан портрет Джоанны Хиффернан. Как и другой ее портрет, кисти Гюстава Курбе, картина находится за пределами Франции – в Вашингтоне.
- Здание под номером 36 облюбовал мастер политической карикатуры Оноре Домье, в доме № 65 жил и трудился Жан-Леон Жером (здесь в 1857 году родилась знаменитая картина «Дуэль после маскарада», перекочевавшая нынче в коллекцию Эрмитажа), в доме № 69 рисовал итальянец Джузеппе Палицци, а в 104-ом располагалась мастерская члена Академии изящных искусств Фернана Кормона, дававшего уроки Винсенту ван Гогу и Тулузу-Латреку.
- Творческие обитатели бульвара Клиши любили захаживать в кафетерии. Так, помещение кафе «Тамбурин» (дом № 62) в 1887 году служило выставкой картин Ван Гога, а его хозяйку, Агостину Сигатори, великий мастер в память об интрижке увековечил на холсте в интерьере заведения. Посмотреть на Агостину можно в амстердамском музее Ван Гога.
- Кафе «Черный кот» (дом № 68), основанное в 1881 году, любили посещать Мопассан, Поль Верлен, Каран д’Аш, Пикассо и композитор-реформатор Эрик Сати. Работы парижской богемы тех времен, украшающие стены заведения и сегодня, словно законсервировали атмосферу того времени.
- В «Гербуа» заседали импрессионисты, а Эдуард Мане устраивал живые обсуждения, к которым присоединялись Эмиль Золя, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Камиль Писсарро. Памятью о недействующем кафе «Гербуа» служит картина Эдуарда Мане, пребывающая в галерее Вашингтона.
- Здесь находится театр «Два осла». Открытый в 1910, он не приносил владельцам дохода. Новые хозяева в сердцах обозвали ослами себя — и дело пошло: сегодня это театр, славящийся юмором.
Современные люди спешат на бульвар Клиши вовсе не в театры или мастерские художников. Их манит жизнь бульвара в другом ее выражении – сексуальном. Сюда стремятся те, кто ищет плотского удовлетворения, любит созерцать или участвовать в исполнении низменных желаний. Бульвар наводнен магазинами с предметами сексуальной тематики, стрип-барами, кабаре и мини-гостинницами, чтобы воплотить все свои фантазии после увиденного.
В XIX веке на бульваре Клиши располагались салоны куртизанок, а вплоть до Второй мировой — дома терпимости. Репутацию квартала «красных фонарей» Клиши прочно закрепил за собой и предлагает сексуальные утехи на любой вкус – игрушки и услуги в трехэтажном магазине «Сексодром» со 150 кабинками для уединения, посещение музея эротики, собравшего во всего мира касающиеся интима экспонаты, включая немые порнофильмы, а также кабаре «Мулен Руж».
Переводится название легендарного заведения как «красная мельница», ее и можно лицезреть на крыше кабаре. Основанный предприимчивым Жозефом Оллером в 1889 году, «Мулен Руж» породил фривольный канкан, исполняемый бывшими профессиональными балеринами. Мода на танец с обнажением ног обошла всю Европу, вызвав рост числа кабаре, позаимствовавших у «Мулен Руж» также стриптиз.
Заведение не раз являлось объектом киносъемок в XX и XXI веках, а также было лейтмотивом картин Тулуза-Латрека, постимпрессиониста. Сцену «Мулен Руж» своим присутствием одаряли такие звезды, ка Элла Фитцжеральд, Лайза Минелли, Эдит Пиаф и Френк Синатра. Сегодня кабаре предлагает высококлассное шоу «Феерия», в программу которого входит обязательное исполнение классического канкана с пышными юбками и пением. В целом шоу состоит из 4 сцен, в которых участвует сотня артистов различных жанров – от клоунов до акробатов. Для посетителей действуют всего пара «нет», например, нельзя фотографировать, можно лишь смотреть и наслаждаться представлением.
Учитывая все высказанное, бульвар Клиши – место, без сомнения, атмосферное. И, пожалуй, ассоциации он вызывает неоднозначные – от восхищения картинами Дега до потакания низменным желаниям.
Метро: Blanche, Pigalle, Place de Clichy