Boulevard des Italiens
Оноре де Бальзак в свое время утверждал, что в Париже меняются «физиономии бульваров» — не только здания, но и публика. Например, на Итальянском бульваре сосредоточилась вся светская жизнь Парижа, от него просто веяло роскошью.
Название ему досталось от Итальянского театра, возведенного на улице в 1783 году (нынче это театр «Опера-Комик»). Среди его прежних имен были Новый бульвар, бульвар Барака (из-за солдатского барака, построенного в 1764 году на пересечении с улицей Шосе д’Антен), бульвар Ла Шосе д’Антен, бульвар Черутти (в честь отеля во время Французской революции). С 1795 года бульвар стали называть «маленький Кобленц» по причине того, что здесь любили собираться сторонники монархии, эмигрировавшие в немецкий город Кобленц после взятия Бастилии. Во время Реставрации Бурбонов, с 1815 до 1828 годы, особо популярной стала северная часть бульвара от улицы Ле Пелетье до улицы Тэбу, ей даже дали отдельное название — Гентский бульвар (в память о городе, где вынужден был жить в изгнании Людовик XVIII).
На протяжении XIX века и вплоть до 1914 года бульвар был местом встречи парижской элиты. Здесь прогуливались модники, являли себя миру светские львицы и денди, а в местных кафе и ресторанах кутили литераторы и художники.
В 1820-х годах булыжники покрыли тротуарами, что сделало Итальянский бульвар более приятным для прогулок, а вдоль него выстроились газовые фонари. Аристократы, дипломаты, художники и денди собирались в модных заведениях, таких как Парижское и Английское кафе, ресторан «Мэзон Дорэ», «Кафе Риш» и, конечно, «Тортони». А иностранцы, приезжая в столицу, стремились попасть туда и увидеть знаменитостей. Память о многих из этих заведений хранят страницы хроник, художественных произведений или предметы искусства. После завершения строительства в 1920 году Османских бульваров эти средоточия светской жизни прекратили свое существование, их заменили финансовые учреждения.
Достопримечательности Итальянского бульвара
Славилось фирменными блюдами в XIX веке «Парижское кафе», открывшееся в 1822 году на пересечении бульвара и улицы Тэбу (дом № 24). Сюда захаживали гурманы, так как местный шеф, служивший прежде на кухне у герцогини Беррийской, придавал оригинальный вкус обычным продуктам.
Здесь предлагали шедевральных фазанов, начиненных трюфелями, и альпийских красных куропаток. Через день здесь любил откушать телятины Александр Дюма-отец.
После закрытия «Парижского кафе» в 1856 году элита перешла в многочисленные кабинеты «Английского кафе» (дом № 13). Прочную славу это заведение обрело после того, как шефом стал Адольф Дюглере, и не теряло ее до закрытия в 1913 году. Днем тут собирались финансисты, обсуждая состояние рынков, а позже посетители спускались в погреба пить вино, доставляемое по особым рельсам к каждому столику.
Именно здесь в 1867 году был организован «обед трех императоров», где французскими яствами угощали императора Александр II, короля Пруссии Вильгельма I и канцлера Отто фон Бисмарка. Российскому монарху не удалось тогда отведать фуагра, и владелец «Английского кафе» спустя полгода послал деликатес ему в подарок.
Дом № 16 в стиле ар-деко на бульваре знаменит своим «Кафе Риш», любимым местом импрессионистов в XIX веке. Нынче в здании – штаб банка BNP Paribas.
Там, где Итальянский бульвар пересекала улица Лаффита, в доме № 20 находилось кафе «Арди», которое в 1839 году сменил крайне популярный «Позолоченный дом». Его облюбовали Оноре де Бальзак и проживающий этажом выше Александр Дюма (здесь писатель издавал и журнал «Мушкетер»).
В доме № 22 на Итальянском бульваре размещалось кафе «Тортони», открытое в 1798 году. Модным местечком оно стало, сменив в 1804 году владельца на Джузеппе Тортони. Кафе славилось холодным итальянским десертом – бисквитом Тортони – и всевозможным мороженым. Заведение выполняло сразу две роли: днем это был ресторан, где можно было отобедать «а-ля фуршет», чем и занимались экономисты (за это кафе прозвали «Малой биржей»), а в вечернее время «Тортони» трансформировалось в кафе, куда набивались после посещения театров денди. Когда всеми любимое заведение закрылось в 1893 году, казалось, умерла частичка атмосферы Парижа.
В доме № 27 до 1853 года находились Китайские бани, интерьером и экстерьером которых занимался Николя Ленуар. Это удовольствие, включавшее массажи, парилки и аромаванны, могли себе позволить только богатые французы.
Бульвар в искусстве
В дом № 28 на Итальянском бульваре приходили посмотреть выступления Театра фантазий Жозефа Оллера, а в № 8 располагался знаменитый магический театр Эмиля Робер-Удена. Последний с 1888 года стал удивлять сценическими иллюзиями Жоржа Мельеса, разработавшего киноспецэффекты. К сожалению, театр Мельеса снесли в 1920 году, чтобы проложить дорогу.
Атмосфера Итальянского бульвара завораживала как художников, так и литераторов. Его заведения и пейзажи встречаются на страницах романов Альфреда Мюссе, Александра Дюма, Ги де Мопассана (он посвятил бульвару и целую хронику), Стендаля, Пруста, Флобера, Золя и пр. Признавались в любви к бульвару живописцы Эжен Лами и Жан Беро, импрессионисты Эдуард Мане, Гюстав Кайботт и Константин Коровин, а также в сериях картин — Эдуард Леон Кортес и Камиль Писсарро.
Облик современности
В XIX веке слово «бульвар» в Париже ассоциировалось только с Итальянским бульваром, который вдохновлял и удерживал внутри себя вихрь светской жизни. Век XX расставил приоритеты иначе.
Сегодня Итальянский бульвар представлен десятками ресторанов местной и иностранных кухонь, брассери, бистро, пиццерий и фастфудов.
Разделительными полосами гастрономического царства служат офисы акционерных обществ, инвестиционных фондов, банки, адвокатские конторы, хостесы, агентства недвижимости, а также развлекательные объекты – кинотеатры, магазины игрушек и крупнейший в Европе игровой зал «Голова в облаках» (дом № 6), где дети любого возраста найдут себе не одно занятие по душе.
Метро: Richelieu - Drouot, Opera