Сент-Огюсте
Необходимость строительства новой просторной церкви св. Августина () для прихожан VIII округа Парижа возникла после того, как в результате грандиозных градостроительных преобразований барона Османа население этого района столицы значительно возросло. В 1860 году здесь начались строительные работы по возведению нового храма, продолжавшиеся 11 лет.
Архитектурный стиль и особенности технологии
Для строительства был выбран участок в квартале неправильной геометрической формы с острым углом между бульваром Мальзерб, проспектом Сезар Кер и улицами Бьенфезанс и Лаборд. К работе над проектом здания приступил архитектор Виктор Бальтар.
К этому времени архитектор уже имел опыт строительства больших крытых павильонов рынка в квартале Ле-Аль с использованием металлических конструкций. При строительстве церкви В. Бальтар снова предложил сначала возвести металлический каркас здания, а затем обложить его кладкой из кирпича.
Церковь Сен-Огюстен стала первым в Париже большим храмом, построенном по подобной технологии. Прочный металлический остов позволил отказаться от возведения традиционных контрфорсов. Его размеры в длину составляют около 100 м, а верхняя точка купола с фонарём находится на высоте почти 80 м.
В архитектурном облике церкви Сен-Огюстен легко угадывается романское и византийское влияние. Выходящий на площадь Сен-Огюстен главный фасад храма в нижнем ряду украшен тремя арочными проёмами. Выше аркады входа установлены скульптурные символы четырёх евангелистов. Над ними разместилась галерея апостолов, включающая статуи всех 12 первых учеников Христа. Еще выше фасад здания прорезает традиционное огромное окно-роза.
План церкви имеет необычную трапецевидную форму, что объясняется недостатком свободной территории в городе. Её алтарная часть несколько шире более узкого фасада с главным входом. Это своеобразие позволило сделать боковые капеллы св. Иосифа и Девы Марии более просторными.
Убранство интерьера
По бокам нефа церкви святого Августина расположены изящные аркады с галереей на втором этаже. Тонкие открытые для взора металлические колонны поддерживают нервюры свода нефа.
Высокие арочные окна храма украшены витражами, на которых изображены святые отцы, первые мученики и епископы христианской церкви. Размещённые в нефе картины «Крещение св. Августина» и «Смерть св. Моники» написаны кистью художника Д. Майара. Роспись сводов обширного купола выполнена живописцем А. В. Бугро.
В алтарной части храма в 1868 году установлен орган, построенный Ш. С. Баркером. Это один из первых музыкальных инструментов, оснащенный изобретённой им же электрической пневматической системой. Три клавиатуры с 56 нотами и 30 педалей позволяют исполнять на органе самые сложные музыкальные композиции.
Второй орган храма установлен мастером Матином в 1899 году на его хорах. Он также имеет электрический привод, две клавиатуры и педальную доску. Оба музыкальных инструмента были тщательно отреставрированы в 1983 и 1987 годах.
Телефон: +33 1 45 22 01 35
Сайт: www.saintaugustin.net
Метро: St Augustin, Gare Saint-Lazare
Поезд RER: Gare Saint-Lazare
Время работы: 10:00-16:30