Церковь Сен-Николя-дю-Шардонне
Одной из старейших церквей Парижа является римско-католическая Церковь Сен-Николя-дю-Шардонне (франц. Eglise Saint-Nicolas-du-Chardonnet), выполненная в барочном стиле. Находится она в 5 округе, на левом берегу Сены, недалеко от Люксембургского сада и набережной.
Мы строили, строили и наконец построили!
Церковь относится к XIII веку, она неоднократно перестраивалась, поэтому точная дата ее первоначального возведения неизвестна. В то время земли, на которой находится церковь, относились к владениям аббатства Святого Виктора, а сама церковь была часовней при университете. С ростом числа студентов и расширением университетской практики, было принято решение о перестройке часовни в полноценную церковь, тогда она и приобрела свой готический вид.
К началу XVII века церковь приходит в запустение, и в аббатстве принимается решение восстановить старую ее часть, с перенаправлением ее центральной оси на север, тогда как для той эпохи обычным было их строительство с размещением по главной оси на восток-запад. Таким нестандартным расположением церковь обязана вполне обыденным вещам – нехватке места для планируемого проекта.
Возведение новой церкви пришлось на 1656 год, на руинах старой часовни, по эскизам королевского придворного художника Шарля Лебрена. Были окончены работы по фасадной части и освящен алтарь, застройка длилась до 1763 года, но за нехваткой финансирования была приостановлены.
Вплоть до 1795 года, когда церковь была арендована частным лицом и была использована им не по своему прямому назначению, она простояла закрытой. Под начало аббатства здание было возвращено лишь в 1801 году.
В 1862 году была переделана апсида (алтарный объем) под руководством Виктора Бальтара, известного французского архитектора того времени. Необходимость в этом возникла при прокладывании бульвара Сен-Жермен при реконструкции французской столицы Жоржем Османом, придворным вельможей, по указанию императора Наполеона III. И лишь в 1934 году была завершена реконструкция фасада со стороны улочки Сен-Виктор и церковь приняла свой нынешний облик.
Реликвии и исторические ценности, все что нажито непосильным трудом
До эпохи Французской революции в Церкви Сен-Николя-дю-Шардонне было много ценностей и реликвий, по настоящую пору дошли в нетронутом и неизменном состоянии лишь некоторые из них:
- мощи и фрагмент кости святого Николая;
- сосуд с влагой, которую источали мощи святого Николая;
- правая нога святого Виктора, ее фрагмент;
- художественное полотно под названием «Мученичество святого Иоанна Богослова» известного живописца Шарля Лебрена;
- место последнего упокоения Шарля Лебрена и его матушки;
- часовня святого Карла Борромео, кардинала и одного из виднейших деятелей контрреформации, возведенная Антуаном Куазево, известным французским скульптором в стиле барокко;
- скульптура Жана Колиньона, мореплавателя и первооткрывателя;
- два полотна, исполненные художником и иконописцем Ноэлем Куапелем;
- художественное полотно «Крещение» художника и гравера эпохи романтизма Жана-Батиста Камиля Коро.
Моя церковь-моя крепость, или крест на либеральном теле Парижа
В 1977 году церковь заняли приверженцы Братства Пия Х. Ее основатель, архиепископ Марсель Лефевр в 1970 году объединил под началом этой религиозной организации католиков, отрицающих реформы, проводимые по решению Второго Ватиканского собора. С того времени и по настоящий момент, Церковь Сен-Николя-дю-Шардонне олицетворяет собой традиционный католицизм, сохраняя не затронутые реформаторскими веяниями и нововведениями традиции и обычаи, и служит духовным пристанищем католиков фундаменталистов.
С высоты птичьего полета церковь выглядит очень необычно — это огромнейший крест, лежащий прямо посреди жилых кварталов. Его можно рассмотреть в сервисе «Карты» поисковых систем Yandex, Google (в последней — в трехмерных виртуальных изображениях).