Люксембургский сад стал пристанищем одного из оригинальных фонтанов Парижа – фонтана Обсерватории с (Fontaine de l’Observatoire). Его установили на площади Эрнест-Денис в саду Марко Поло по распоряжению барона Османа в 1867-1874 годах. Фонтан стал одним из украшений проспекта Обсерватории (в те времена это был вновь проложенный Люксембургский проспект), который соединяет Люксембургский дворец и Парижскую обсерваторию. Французы иногда называют его «фонтан четырех частей света» или «фонтан Карпо».
Проект нового фонтана
В 1860-х годах преобразовательная деятельность барона Османа дошла до территории между Люксембургским дворцом и Парижской обсерваторией. Здесь задумали проложить новый проспект, который соединил бы два архитектурных памятника. А украсить его должны были фонари, скульптуры и монументальный фонтан. Тема фонтана была подсказана близостью к обсерватории.
Габриэль Давью, глава Департамента парков и улиц префектуры Парижа, остановил свой выбор на архитекторе Жане-Батисте Карпо, художнике, который не боялся пойти против укоренившихся в искусстве того времени традиций. Единственным условием для скульптора стала высота фонтана: он не должен был закрывать вид на купол обсерватории и дворца.
Долгое строительство
Работы по установке фонтана начались в 1867 году. Но глобальные потрясения, которые пережила Франция в начале 1870-х годов: поражение в войне с Пруссией, огромный размер контрибуций и восстание Парижской коммуны – отодвинули на время градостроительные заботы префектуры. Тем не менее в 1872 году работы над новым фонтаном возобновились, и в конце концов, в 1874 году фонтан Обсерватории был закончен. Его создатель, архитектор Ж.-Б. Карпо, из-за тяжелой болезни уже не принимал непосредственного участия в монтаже, а издали наблюдал, как его ученики доводят до совершенства его последнее творение (через год Карпо не станет).
Фонтан четырех частей света
Очень часто фонтан Обсерватории называют «фонтаном четырех частей света» из-за центральной скульптурной группы. Четыре фигуры полуобнаженных девушек символизируют четыре части света: Европу, Азию, Америку и Африку. Австралию Ж.-Б- Карпо «в танец» не пустил, так как она нарушала гармонию, а существование Антарктиды в то время еще не доказали. Скульптор внимательно подошел к деталям и изобразил девушек как типичных представительниц своих континентов: характерные черты лица и узнаваемые атрибуты. Азия – девушка с длинными косами, в прическе Америки – индейский убор из перьев, на лодыжке Африки – сломанная цепь как символ отмены рабства, а Европа – самая изящная.
Фигуры девушек динамичны, они кружат в танце и одновременно кружат в поднятых руках космическую сферу с поясом из знаков Зодиака. В центре сферы – Земля. Правда, в первоначальном варианте скульптуры были неподвижны, но это не понравилось автору, и он их переделал.
Бассейн фонтана также щедро украшен скульптурными группами работы разных мастеров. Постамент, на котором установлены танцующие девушки, отделан гирляндами и фризами. Вокруг постамента, будто из морской пучины, рвутся к небу пары морских коней, а внешний бассейн украшен дельфинами и черепахами, из пастей которых бьют струи воды.
Все бронзовые скульптуры фонтана Обсерватории отлиты в мастерской литейщика Матифата.
От «уродства» до «шедевра» всего лишь 10 лет
Первые отзывы о фонтане Обсерватории были не просто отрицательными, они были поистине враждебными. Особенно досталось девушкам от Жюля Кларете, который назвал их «дикими, вульгарными и морщинистыми» женщинами. Но ровно через 10 лет он же оценил фонтан как «один из шедевров Карпо».
Фонтан Обсерватории – это впечатляющее монументальное сооружение, которое притягивает в жаркий день своей прохладой, а на несовершенство женских фигур никто не обращает внимания.
Поезд RER: Port-Royal