Долгое мирное правление Людовика XV и его впечатляющие успехи на международной арене требовали, по мнению главного советника короля, кардинала де Флери, достойного памятника. К тому же, в это время бурно развивается предместье Сен-Жермен, и его жителям необходим дополнительный источник питьевой воды. Так возникает проект нового фонтана (Fontaine des Quatre-Saisons), который бы решил проблемы с водоснабжением предместья Сен-Жермен и увековечил правление Людовика XV.
История строительства фонтана
В 1739 году скульптор Эдме Бушардон получил заказ на строительство нового фонтана. Для реализации проекта из королевской казны была выделена рекордная сумма в 139 тысяч ливров. Сначала его планировали установить на пересечении улиц Бак и Сен-Доминик, но затем перенесли на улицу Гренель. Для строительства выкупили два частных дома, которые снесли, и часть сада у монастыря Реколлетт.
Гипсовые скульптуры и барельефы, которые украсят фонтан, Бушардон выставил на всеобщее обозрение в 1740 и 1741 годах в салоне Лувра. Работа над фонтаном длилась семь лет. И, наконец, в 1745 году его торжественно открыли, вызвав бурю критики среди известных деятелей эпохи Просвещения. Тем не менее, скульптор до конца жизни получал пенсион в размере 1500 ливров, так как полностью удовлетворил амбициозные требования заказчиков.
После окончания строительства многие известные парижане просили власти перенести фонтан в другое, более достойное место, где он предстал бы во всем своем великолепии. Но эти пожелания остались без ответа. И, видимо, неприметное место уберегло фонтан во время масштабных реконструкций города в XIX-ХХ веке, которые проходили рядом с ним.
Французский классицизм во всем его великолепии
Эдме Бушардон не побоялся в эпоху расцвета барокко и рококо создать произведение, достойное античной архитектуры. Фонтан стал ярким памятником французского классицизма – грандиозным, пышным и одновременно элегантным. Снаружи он больше похож на фасад дворца или церкви, потому что в нем нет бассейна, куда стекала бы вода и струи воды также не радуют глаз. Для воды предусмотрено только четыре бронзовых крана в виде львиных голов, которые находятся в основании постамента. Они предназначены для наполнения сосудов, а не для свободного тока воды.
Центральная часть представляет традиционный для того периода античный фасад с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном над ними. Между колоннами – выбитые золотом слова на латыни, написанные кардиналом де Флери и прославляющие мудрость Людовика XV и его благосклонность к Парижу.
Скульптурная группа в центре расположена на высоком полукруглом постаменте и представляет аллегорию Парижа в образе женщины в роскошных одеяниях с короной на голове, и реки: Марну в образе девушки и Сену в образе мужчины. Реки символизируют изобилие товаров и продуктов в Париже в любое время года. Расположение фигур напоминает фонтан Микеланджело у подножия лестницы дворца Сенаторов в Риме.
Боковые части фонтана слегка изогнуты. В них встроены ворота – через правые можно попасть в музей Майоля, а раньше их использовали для прохода в сад монастыря. Каждое крыло украшено гербом Парижа и двумя статуями молодых людей, символизирующими времена года. Именно эти статуи и дали название фонтану. В руках Времен года плоды, характерные для сезона. Под статуями установлены барельефы с детьми, играющими в игры, характерные именно для этого времени года.
Улица Гренель оказалась слишком узкой для такого грандиозного сооружения, что вызвало в свое время немало нареканий. Но фонтан Четырех Сезонов, несмотря на такое расположение, привлекает и местных жителей, и туристов своим величием и символичностью.
Метро: Rue du Bac