Архангел Михаил стал невольным покровителем нескольких архитектурных объектов Латинского квартала в Париже: площади, бульвара, моста и фонтана. А виной всему – желание барона Османа, поклонника гигиенистов, воплотить в жизнь их заповеди о здоровом городе. В незапамятные времена на острове Ситэ стояла капелла архистратига Михаила. Время ее не пощадило, а память о капелле осталась. Так именем Святого Михаила и назвали сразу несколько новых объектов, в том числе и последний в Париже пристенный монументальный фонтан.
Проект фонтана Сен-Мишель
Архитектор Габриэль Давью получил задание спроектировать фонтан для новой площади, от которой берет начало новый бульвар. И разработал фонтан, который располагался бы в центре площади. А скульптуры для украшения заказал у нескольких мастеров. Но барон Осман отклонил проект, мотивировав тем, что на площадь выходит глухой фасад дома и его нужно украсить. Так что фонтан должен быть пристенным. Еще одним предметом для спора стала центральная фигура – автор планировал поместить в центр фонтана статую Мира, а поклонники Наполеона Бонапарта настаивали на образе первого французского императора.
В конце-концов было решено использовать библейскую легенду о победе Добра над Злом, где в образе Добра выступает архангел Михаил, а Зло символизирует поверженный им Дьявол.
Фонтан Сен-Мишель
Архитектор переделал проект, и в результате в 1860 году появился фонтан высотой 26 и шириной 15 метров в виде триумфальной арки с четырьмя колоннами, увенчанными бронзовыми статуями. Архитектор использовал образы добродетелей: Благоразумие, Правосудие, Сила, Умеренность. На фронтоне – барельеф, изображающий Силу и Умеренность, которые держат в руках оружие Парижа, а по бокам – гербы Св. Михаила. В центральной нише – статуя архангела Михаила, пронзающего мечом поверженного Дьявола. Вода стекает в бассейн тремя путями: стеной с постамента для центральных скульптур и струей из пасти двух крылатых химер. В полукруглом бассейне установлена прямоугольная трехъярусная раковина, вода со скалы попадает сначала в верхний ярус и стекает вниз.
Объект нещадной критики
Фонтан отличается от многих своих «собратьев» многоцветностью. Для его создания использовался красный мрамор из Лангедока, желтый ракушняк из Сен-Жюли, зеленый мрамор и синий камень из бельгийского городка Суаньи. Но именно эта полихромность стала одним их объектов нещадной критики архитектора. Второй объект критики – большое количество приглашенных скульпторов, которые выполняли отделочные работы и ваяли отдельные скульптуры. По мнению критиков, это не позволило проявиться индивидуальности авторов, а фонтан проиграл от такого количества соавторов.
Недовольство даже выразили в поэтической форме, сказав: «В этом памятнике ужасном нет ни вкуса, ни таланта, дьявол в нем – совсем не дьявол, и архангел – не архангел».
Символ Латинского квартала
Но критика людей, «сведущих в искусстве», не помешала фонтану Сен-Мишель стать одним из символов Латинского квартала. Харизматичный, торжественный, притягивающий взгляд фонтан у многих ассоциируется с духом Парижа и Латинского квартала. У его подножия частенько отдыхают студенты. А туристы и горожане назначают здесь встречи, так как от него рукой подать до основных архитектурных и исторических достопримечательностей Парижа. По вечерам у подножия фонтана играют уличные музыканты, а влюбленные загадывают желание и бросают монетки в бассейн.
Фонтан Сен-Мишель – известное место встречи в Париже с праздничной, веселой атмосферой.
Телефон: +33 1 40 46 75 06
Метро: Saint-Michel - Notre-Dame, Odéon
Поезд RER: Saint-Michel - Notre-Dame