Лионский вокзал (gare de Lyon)– это один из семи вокзалов столицы Франции и крупнейший коммуникационный узел. Здание вокзала представляет собой монументальное сооружение начала XX века, которое украшает большая белая башня с часами.
Лионский вокзал связывает столицу Франции с центром и юго-восточной частью страны. Прежде всего, отсюда отправляются поезда в Лион, что и дало название вокзалу. С него также отходят составы в приморский Марсель, в Тулон, в курортную Ниццу. Осуществляет вокзал и международные перевозки в соседние Грецию и Италию, а также в Швейцарию.
Описание вокзала
Многоуровневое здание железнодорожного вокзала – это монументальное архитектурное строение начала XX века. Первый этаж фасада сооружения украшен четырьмя аллегорическими барельефами и статуями, символизирующими прогресс и современность.
Основной достопримечательностью железнодорожного вокзала считается башня с часами. Ее высота достигает 64-х метров. Форма башни имеет квадратные очертания. На каждой ее стороне встроен огромный циферблат диаметром 6 метров, за счет чего время можно видеть из любого места.
С Лионского вокзала имеется 2 выхода к платформам: из зала №1 (трассы A-N) и через зал №2 (трассы 5– 23). Зал №3 представляет собой помещение, обеспечивающее доступ ко всем платформам по эскалаторам или лестницам.
Современное устройство вокзала
Сегодня объединённый транспортно-пересадочный комплекс Лионского вокзала состоит из семи уровней. Если вести отсчет сверху вниз они представляют собой:
- Переходы для пассажиров над железнодорожными линиями;
- Платформы и линии электропередач;
- Зал прибытия пассажиров;
- Этаж технического обслуживания;
- Зал пересадки;
- Станцию пригородных поездов;
- Станцию скоростной сети метро;
- Все уровни связаны между собой сетью лестниц, эскалаторов, специальных подъемников;
- Со стороны улицы Шалон, примыкающей к вокзалу, создана многоярусная площадь для паркинга автомобильного транспорта.
Работа и направления вокзала
Лионский вокзал считается третьим по загруженности во Франции и одним из самых оживленных в Европе. В его штате насчитывается 409 поездов, отправление осуществляется каждые 9 минут.
Основные направления Лионского вокзала – юго-восток и центральная часть Франции, а также некоторые заграничные страны:
- Южные пригороды столицы – поезд RER;
- Лион, Лазурный берег, Долина Роны, Прованс, Марсель – высокоскоростной поезд TGV;
- Бургундия и регион Овернь – региональный поезд Corail;
- Швейцария (Бриг, Лозанна, Берн, Интерлакен, Женева и Цюрих);
- Италия (Турин, Венеция, Милан);
- Испания (Барселона);
- Германия (Фрайбург).
- Текущий режим железнодорожного вокзала позволяет обслуживать около 247 тыс. пассажиров в сутки и 90 млн. в год. Работает Gare de Lyon ежедневно с 03:30 до 01:30.
Услуги и удобства вокзала
Напротив главного входа в вокзал висит табло с расписанием поездов, номер платформы высвечивается за 20 мин. до отправления электрички.
Кассы по продаже билетов находятся в зале №3 и в галерее Des Fresques, расположенной между залом №1 и 2. Чтобы не стоять в очередях предусмотрен специальный автомат по продаже билетов на электричку RER.
В зоне вокзала действуют следующие услуги:
- Камера хранения с автоматическими шкафчиками. Находится в зале №3. Работает ежедневно с 06:15 до 22:00. Стоимость от 5 до 9.5 евро, в зависимости от объема багажа;
- Комната потерянных и найденных вещей. Расположена в зале №3. Открыта в будние дни с 09:00 до 17:00;
- Полицейский пункт. Находится в зале №1 у платформы N и работает ежедневно с 06:30 до 22:40;
- Информационный центр для отдыхающих. Работает с понедельника по субботу 09:00–17:00. Он находится в зале №1 перед платформами L/M;
- Прокат машины. Расположен чуть ниже зала №1;
- Многоярусный автомобильный паркинг. Находится у вокзала, со стороны улицы Шалон.
- Для комфортного пребывания пассажиров территория вокзала оснащена следующими удобствами:
- Места ожидания. Находятся в зале №1 напротив путей A/C и K/L, в зале №2 – на цокольном этаже и в зале №3 – рядом с панорамными лифтами;
- Уголок путешественника – зал №3, 1 этаж;
- Туалеты. Находятся в галерее Дидро, напротив зала №1, в зале №2 уровень 0 и в зале №3 1 этаж;
- Душ – галерея Дидро;
- Комната отдыха;
- Кафетерии.
Первый этаж Лионского вокзала украшает ресторан «Голубой экспресс». Он работает уже более 100 лет, почти с самого основания железнодорожного терминала. «Голубой экспресс» считается образцом гастрономии Парижа. Его интерьер выполнен в модернистском стиле, а декорирование ресторана не уступает многим европейским архитектурно-историческим сооружениям. Обед в «Голубом экспрессе» стоит около 50 евро.
Также на территории вокзала есть различные киоски, аптеки, банкоматы и обменный пункт. Wi-Fi работает в зонах отдыха и в кафетериях.
Крупнейшая катастрофа
В 1988 году на вокзале произошла крупнейшая авария за всю его историю. Ее причиной стала цепь трагических случайностей. Молодая пассажирка вагона собиралась выйти на предыдущей станции перед Парижем. Но она не уточнила, что в летнее время поезд там остановку не делает. Увидев, что состав на станции продолжает движение, недовольная женщина сорвала стоп кран и скрылась из вагона.
Машинисту поезда, чтобы снять блокировку тормозов, надо было повернуть ручку на торце второго вагона. Поворачивая ее он, незаметно для себя, нажал на кран тормозной магистрали, которая с помощью воздуха тормозит движение всего состава.
Перед подъездом к Лионскому вокзалу, в начале крутого спуска, машинист обнаружил, что тормоза не действуют. Он срочно обратился к диспетчеру, но в панике забыл назвать свое имя и номер поезда. Одновременно он включил сигнал тревоги для остальных составов. Их машинисты стали звонить на станцию и выяснять, откуда сигнал. Эти звонки заблокировали действия диспетчера, и он не смог предупредить машиниста электрички, стоящей на втором пути вокзала.
С большой скоростью, разогнавшись на спуске, поезд врезался в переполненную электричку. Ее машинист ценой своей жизни спас десятки людей, призывая их, в последние секунды, покинуть вагоны. Авария унесла жизни 56 человек, еще 57 было ранено.
История вокзала
Впервые станция на этом месте появилась в 1849 году. Тогда была открыта так называемая «Лионская платформа». Ее пропускная способность достигала 10 тясяч пассажиров в год. Позднее, в 1860 году, по проекту архитектора Сендрие, был построен первый Лионский вокзал. Однако, в 1871 году, во Франции произошла революция. В ходе столкновений между сторонниками Парижской коммуны и их противниками в здании вокзала начался пожар, и оно полностью сгорело.
Современный вокзал был построен в 1900 году, к открытию Всемирной выставки в Париже. Его архитектором является выходец из Тулона Мариус Тудуар. Здание построено в стиле модерн с богатой лепниной на фасаде. Первый этаж декорирован барельефами и аллегорическими статуями – символами прогресса и справедливости. Сооружение венчает внушительная башня с циферблатами часов на каждой из четырех сторон.
В ходе своей истории вокзал несколько раз перестраивался. Крупнейшая реконструкция вокзала была проведена в 1960 году. Он превратился в транспортный комплекс, соединяющий метро, линии пригородного сообщения и поездов дальнего следования.
Последняя реконструкция 2010-11 годов позволила вокзалу начать осуществлять международные перевозки. Именно после нее с вокзала стали отправляться поезда в Италию, Швейцарские Альпы и в Грецию.
Сегодня Лионский вокзал представляет большой, но компактный транспортный узел. В нем созданы все условия для пересадки с одного средства коммуникации на другое, а также для комфортного времяпрепровождения в период ожидания поезда.
Телефон: +33 892 35 35 35
Сайт: www.gares-sncf.com/fr/gare/frply/paris-gare-lyon
Метро: Paris Gare de Lyon
Поезд RER: Paris Gare de Lyon