Королевская мануфактура гобеленов (La Manufacture nationale des Gobelins), возникшая в Париже, сделала в XVII веке Францию центром мирового шпалерного искусства. С тех пор термин «гобелен» в ряде стран, в том числе и в России, стал синонимом изначального итальянского понятия «шпалера». И то и другое означает безворсовый ковер, вытканный вручную из шерстяных или шелковых нитей, с изображением растительного орнамента или сюжетных композиций.
Ковры мануфактуры гобеленов требовали кропотливого многолетнего труда. Они делались по эскизам знаменитых художников, которые с максимальной точностью переносились на специальный картон, становившийся образцом для самой шпалеры. Поэтому, гобелены стоили очень дорого, украшали, как правило, покои монархов, преподносились в дар знатным особам и ценились как произведения искусства.
Зарождение мануфактуры
В XVI веке в Парижском предместье Сан-Марсель поселился красильщик из Реймса Жилль Гобелен. Его предприятие занималось покраской шерсти, преимущественно в яркие, красные цвета. Через некоторое время наследники Гобелена создали при красильне ткацкую мастерскую.
В начале XVII века, после десятилетий религиозных войн, новый король, примиривший Францию Генрих IV, занялся экономическими реформами. В тот период пальму первенства в шпалерном искусстве держала Фландрия. Генрих обратил внимание на то, что ткацкие мастерские Франции не удовлетворяют запросам укрепившейся монархии ни по качеству, ни по масштабам производства. Чтобы поднять их на должный уровень он приглашает из Фландрии двух мастеров шпалерного дела. Голландцы Команс и Планш разместились в бывшей мастерской Гобеленов, выкупив у них здание за которым закрепилось название прежних владельцев.
В короткий срок ткачи обновленной мастерской достигли в своем деле большого искусства. Официальным ее художником был назначен Лерамбер, известный как автор серии полотен «История Артемизии».
Мануфактура создавала ковры на основе работ художников XVI – XVII веков, многие из которых были фламандцами. Темами рисунков часто становились библейские и мифологические сюжеты, сцены из жизни королевского двора. По картонам Рафаэля был создан гобелен «Психея». А позднее, по заказу Людовика XIII, знаменитый Рубенс создал картон «История Константина», посвященный первому христианскому императору Рима. Эти произведения стали яркими образцами стиля барокко, распространявшегося тогда в Западной Европе.
Создание королевской мастерской
Во времена правления Людовика XIV роскошь французского королевского двора достигает огромных размеров. В этот период министр финансов монарха – Кольбер, поддерживавший развитие ремесленного производства в стране, решил познакомить короля с произведениями мастерской наследников Планша. Ловкий придворный организовал посещение мануфактуры королевской особой. Тонкий ценитель произведений искусства, Людовик, был очарован ее шпалерами.
В результате в здании мастерской Гобеленов, выкупленной монархом, в 1662 году, была создана «Королевская мануфактура стенных ковров короны».
В объединенное предприятие вошли несколько мастерских: Гобеленов, ткачей местечка Менси, Тюильри и Лувра.
Через пять лет к ткацкой мастерской Гобеленов была присоединена мебельная. В итоге королевская мануфактура стала центром по выпуску предметов роскоши для высшего класса. Кроме шпалер там производились: обивочные и шелковые ткани, кружева, деревянная и инкрустированная различными материалами мебель, керамика, люстры, серебряные, золотые и мраморные изделия.
Расцвет королевской мануфактуры и ее упадок
Художником мастерской стал Лебрен – первый живописец монаршего двора. Он прославился как создатель парадного стиля, передающего пышность и богатство окружения Людовика XIV.
После Лебрена художественным руководителем мануфактуры стал Удри. Посчитав колорит прежних ковров слишком ярким и безвкусным, а технику исполнения грубой, он начал борьбу со старыми традициями. Удри желал, чтобы сами ткачи понимали и старались передать как цельность изображения на шпалере, так и нюансы ее цветовых оттенков. Но это стремление живописца имело и обратную сторону. Он создал обязательную цветовую шкалу для всех производимых ковров. Исполнитель потерял возможность самому выбирать оттенки и что-то менять в своей работе.
Возникла новая система создания гобеленов, при которой инициатива ткача ликвидировалась, произведения становились все более однотипными. В итоге в XIX веке происходит постепенный упадок и самого промысла и мануфактуры гобеленов. Этому немало способствовали две французские революции, уничтожавшие мастерские как свидетельство ненавистной королевской власти.
С 1937 года предприятие гобеленов стало государственным и подчиняется министерству культуры Франции.
Сегодня национальная мануфактура включает в себя мастерские и музей. В ней стараются сохранять традиции и методы лучших мастеров XVII века. В музее выставлены наиболее выдающиеся произведения коврового искусства XVII – XVIII веков
Телефон: +33 1 44 08 53 49
Сайт: www.mobiliernational.culture.gouv.fr/
Метро: Les Gobelins
Время работы: 11:00-18:00
Цена билетов
Взрослый: 14 €
Льготный: 10 €
Детский: 7 €