Оазис зелени и тишины сад Пале-Рояль (le jardin du Palais-Royal) площадью 20,8 тыс. м2 находится в 1-м округе Парижа севернее дворца Пале-Рояль в окружении городской застройки XVIII в.
400 лет истории
Сад Пале-Рояль был создан по желанию кардинала А. де Ришелье ландшафтным архитектором П. Деготом в 1633 году вскоре после завершения строительства дворца Пале-Рояль (le Palais-Royal). В 1674 году в саду была выполнена перепланировка аллей и цветников с размещением малых архитектурных форм по новому плану А. Ленотра.
После смерти короля Людовика XIII во дворце с 1643 года некоторое время жила Анна Австрийская со своими сыновьями Людовиком и Филиппом. В эти годы кардинал Дж. Мазарини организовывал для них в парке мини-охоты и обучение военному делу. Став взрослым Людовик XIV предполагал передать парк Пале-Рояль Королевской академии живописи и скульптуры.
В 1730 году территория сада заметно сократилась из-за строительства новых улиц Валуа, Божоле и Монпансье. Он стал короче на 58 м и уже на 43 м и приобрёл современную прямоугольную форму со сторонами 275 м в длину и 100 м в ширину. После пожара в Опере в 1786 году герцог Орлеанский распорядился построить в центре сада павильон, который временно заменял театральную сцену.
Последние значительные изменения в планировку сада Пале-Рояль были внесены в начале XIX в. в годы правления Карла X. В центре саде Пале-Рояль находится большой круглый бассейн с веерным фонтаном. Позднее вокруг него были созданы цветники, спроектированные американским ландшафтным архитектором М. Радкиным.
Массовые посадки деревьев проводились в саду в 1910 году и в начале 1970-х годов. Из 486-ти растущих в саду деревьев большая часть приходится на каштаны и липы. В 1986 году в парке был построен фонтан, автором проекта которого стал бельгийский архитектор П. Бьюри. Он представляет собой конструкцию из нескольких металлических полированных сфер, которые омывают потоки воды.
В это же время рядом с центральным входом в сад Пале-Рояль появились ещё одна созданная французским художником Д. Буреном композиция современного искусства, вызвавшая неоднозначную реакцию. Она состоит из расположенных параллельными рядами 260 разновеликих черно-белых колонн. Такое их расположение придаёт двору сада сходство с шахматным полем или некоей фантастической игрой.
Спорность эстетической ценности этого произведения искусства не помешало ему быстро стать одной из легенд сада. По этому влюблённым для исполнения сокровенного желания необходимо закинуть монетку на самую высокую из этих колонн.
Садовые галереи
От городского шума сад Пале-Рояль защищают четыре расположенные по его периметру галереи: Божоле на севере, Валуа с восточной стороны, Монпансье на западе и Садовая или Орлеанская на юге у дворца. Три из четырёх галерей со 180 арками, украшенными пилястрами и коринфскими колоннами, находятся на первых этажах построенных в 1781 году по проекту архитектора В. Луи однотипных зданий.
С целью сокращения расходов на содержание дворца Пале-Рояль помещения на первых этажах окружающих сад домов и квартиры над ними их владелец герцог де Шартр сдавал в аренду. В XVIII ‒ начале XIX вв. в них размещалось множество кафе и небольших магазинчиков. В сад Пале-Рояль не допускалась полиция, что, с одной стороны, привело к расцвету притонов всех мастей, а с другой привлекало сюда творческую элиту и свободомыслящих людей.
Сад Пале-Рояль всегда был открыт для свободного посещения, но после такого решения герцога он стал одним из центров культурной и политической жизни Парижа. В июле 1789 года адвокат К. Демулен в своей речи к собравшемуся в саду Пале-Рояль народу обратился с призывом взяться за оружие, а несколько лет спустя Ш. Корде купила в одной из лавочек у сада кинжал для убийства Марата.
В разные годы в квартирах окружающих его домов жили и посещали знаменитый ресторан Le Grand Véfour в галерее Божоле или прогуливались по аллеям сада писатели Ф. д’Эглантин и А. де Ламантин, естествоиспытатель А. Гумбольдт, литературный критик Ш. О. де Сент-Бёв, герцог Ш. Ф. де Берри, политик и историк А. Тьер, философ Д. Дидро, революционеры П. Робеспьер и Ж. Ж. Дантон.
Пушка-таймер
Невдалеке от центрального бассейна в 1786 году точно на проходящем через сад Парижском меридиане была установлена небольшая бронзовая пушка, изобретённая инженером и часовщиком Руссо. Она была оснащена хитроумным оптическим механизмом с помощью которого в солнечные дни с мая по октябрь ровно в полдень автоматически производился выстрел. Запал заряда пушки воспламенялся от солнечных лучей в тот момент, когда Солнце находилось в определённой точке небосвода. В 1799 году она была перенесена на новое место в южной части парка.
Вплоть до конца XIX в. выстрел этого орудия считался эталоном времени для парижских уличных часов. В 1911 году после перехода Франции на время по Гринвичскому меридиану (Greenwich Mean Time, GMT) этот сигнал точного времени был запрещён.
Возобновление традиции произошло в 1990 году, но вскоре она снова была прервана из-за кражи пушки. В 1998 году на её месте была установлена точная копия орудия, но без действующего оптического механизма.. С 2011 года пушка снова стреляет, но только один день в неделю. Каждую среду в полдень выстрел из неё теперь делает пиротехник дворца Пале-Рояль.
Телефон: +33 1 47 03 92 16
Сайт: www.domaine-palais-royal.fr
Метро: Palais Royal Musée du Louvre
Время работы: 8:00-20:30