Musée Marmottan Monet
Гуляя улицами Парижа, этого волшебного города, полного очарования и прелести, не премините заглянуть в музей Мармоттан-Моне. Он расположился на улице Луи Буальи.
История этого музея весьма интересна, ведь изначально он создавался как частное собрание картин, теперь же известен во всем мире, как музей импрессионизма.
Немного об основоположниках музея
В 1882 году находившийся в Булонском лесу роскошный охотничий дом был приобретен государственным деятелем и предпринимателем того времени Жюлем Мармоттаном, который был страстным поклонником искусства и смог собрать практически бесценную коллекцию предметов искусства времен Средневековья и эпохи Возрождения.
Любовь Жюля Мармоттана к искусству передалась и его сыну Полю, который уделял особое внимание искусству времен Первой Империи. После кончины в 1883 году Жюля Мармоттана, его сын решил перестроить здание, чтобы все собранные экспонаты и художественные ценности могли быть в нем размещены. Желание было воплощено в реальность.
Незадолго до смерти Поль завещал особняк, роскошную коллекцию и богатейшую библиотеку Художественной Академии. По прошествии двух лет после смерти коллекционера (в 1934 году) в особняке был открыт музей Мармоттан, названный так в честь страстных ценителей искусства.
Коллекции музея Мармоттан-Моне
Большая часть коллекции посвящена Наполеону Бонапарту и его эпохе.
Иллюминированные рукописи и средневековье
Уникальная коллекция рукописных книг с миниатюрами, собранная Дж. Вальдштейном на протяжении многих лет — одна из самых больших в мире. Ее подарил музею сын Вальдштейна в 1980 году. Она включает сотни образцов книг с поразительными по насыщенности цвета и красоте миниатюрами времен Средневековья и Возрождения.
Основная часть экспонатов посвящена французской и итальянской миниатюре XV-XVI вв. Наряду с этим она включает английские, итальянские, французские и фламандские рукописи с красивейшими миниатюрами XIII — XVI вв. Тут представлены самые искусные образцы к Часослову, отдельные страницы древних рукописных книг. Среди мастеров своего времени:
- Джироламо да Кремона (Girolamo da Cremona, 1451 — 1483);
- Аттаванте (Attavante, 1452 — 1525),»Видение святого Ромуальда»;
- Жан Фуке (Jean Fouquet, 1420 — 1481), страница из Часослов Этьена Шевалье;
- Жан Бурдишон (Jean Bourdichon, 1459 — 1521), страница из Часослова Луи XII; «Поцелуй Иуды»;
- другие великие художники-миниатюристы и неизвестные авторы.
Молитвенники украшены темперой и золотом, цвета не поблекли от времени, сохранив оригинальность и неповторимость эпохи.
Коллекция семьи Мармоттан — Первая Империя
В этом разделе располагаются художественные произведения времен Наполеона Бонапарта, поклонником, экспертом и ревностным собирателем которых был Поль Мармоттан, основатель музея. К этим экспонатам прибавились и артефакты, которые достались ему после смерти отца, Жюля Мармоттана.
Энциклопедические знания эпохи и значительные финансовые затраты Поля Мармоттана позволили создать прекрасную коллекцию, охватывающую широкий диапазон времени его любимого имперского периода. Сюда входят картины, рисунки, миниатюры, медали, скульптура, мебель, изделия из бронзы, фарфора и т. п.
Его особая заслуга в том, что он не шел по проторенному пути, собирая полотна Энгра, Жироде, скульптуры Канова. Он посвятил себя менее известным художникам, представителям последних десятилетий XVIII, начала XIX столетий. Тем самым он отдает дань уважения их работам и дает возможность посетителям познакомиться с рядом интересных, самобытных мастеров, среди которых:
- художники — Фабр, Буальи, Кармонтель, Демарн, Свебах, Кинсон, Ризенер;
- скульпторы — Бартолини, Бозио;
- мастера декоративного искусства — Джейкоб, Молитор, Раврио и др.
Все они талантливо выразили свое время, и их произведения были собраны под одной крышей Полем Мармоттаном. В течение жизни он также подарил много ценных экспонатов (500) другим музеям Франции.
Экспозиция Клода Моне
Коллекция полотен Клода Моне в музее одна из самых интересных и полных в мире: от «Восхода в Живерни» до «Водяных лилий».
В 1966 году один из сыновей художника передал наследие отца, и этот бесценный дар сделал имя музея двойным: он стал называться Мармоттан-Моне.
Выставка позволяет проследить эволюцию мастера начиная с карикатур, и заканчивая более поздними шедеврами, на которые его вдохновил сад в Живерни, любимое место творчества.
Моне говорил, что пытался сделать невозможное, он хотел нарисовать сам свет. Великолепие сада, игра бликов на воде, свет и воздух на многочисленных пейзажах в разное время суток, красноречиво свидетельствуют о поисках художника.
Здесь полотна, написанные на нормандском побережье — «Камилла», «Побережье у Трувилля»; знаменитый «Восход», с которого начался период импрессионизма; виды Парижа, Лондона, особенно мостов — все любимые темы автора. Выставленные полотна дают представление о таланте мастера, технике мазка и эксперименте с цветом.
Выставка стала настоящей сокровищницей, где посетители увидят 94 картины и 29 рисунков Моне, отображающих всю его карьеру и вклад в мировую культуру
Экспозиция Берты Моризо
Собрание произведений Моризо, яркой представительницы импрессионизма, было подарено родственниками художницы (1993 г.). В нем 81 экспонат: картины маслом, акварели, пастели, рисунки, семь блокнотов с набросками. Через 3 года выставка пополнилась еще тремя картинами и образцами мебели в стиле ампир из гостиной художницы.
Берта была родственницей импрессиониста Эдуарда Мане, женой его брата Эжена. На ее манеру письма оказали большое влияние импрессионисты, поэтому форма мазка и техника менялись со временем.
Среди ее моделей друзья и семья. Она, как и большинство женщин-импрессионисток, начинала со сцен домашней жизни и портретов.
Позднее темы расширились, появились пейзажи, выполненные крупными мазками, жанровые сцены. Благодаря цвету, в рисунках есть ощущение пространства и воздуха, но доминирует форма.
Среди множества красивых картин Моризо можно выделить два портрета мужа, Эжена, автопортрет художницы, трогательную «Пастушку», сцену «На балу».
Картины друзей Моне и других импрессионистов
С течением времени экспозиция в Мармоттан-Моне стала одной из главных выставок импрессионизма. Сейчас здесь находится более 300 работ, принадлежащих близким друзьям Моне — Ренуару, Мане, Сислею, а также полотна других мастеров этого направления.
Все началось в 1957 году, когда музей получил пожертвование от госпожи Викторины Доноп де Монши, дочери врача Ж. де Беллио. Он лечил Ренуара, Мане, Писсарро и иногда получал рисунки в счет оплаты. Она передала около 20 работ: Моне, Писсарро, Ренуар, Сислей, Домье, Моризо и др. Среди них и «Впечатление. Восход солнца» Моне, картину, давшую название направлению — импрессионизм (impression — впечатление).
Многочисленные пожертвования, в которых были и рисунки друзей Моне, входящие в его архивы, фотографии, воспоминания, письма, личные вещи художника, собранные его друзьями, позволили выделить их в отдельный раздел.
Еще часть полотен, расширивших эту экспозицию, получили в 1985 г. от Нелли Дюгем (приемной дочери художника Генри Дюгема). Среди шедевров — «Прогулка в Аржантее» Моне, полотна кисти Гогена, Коро, Ренуара, Гийомена, Дега, Писсарро, Сислея, Лебура и многих других.
Проходя по залам, посетители видят разнообразие форм, красоты и поиска эстетического выражения прекрасного.
Телефон: +33 1 44 96 50 33
Сайт: marmottan.fr
Метро: La Muette
Поезд RER: Boulainvilliers
Время работы: 10:00–18:00
Цена билетов
Взрослый: 11 €
Льготный: 6.50 €
Детский: до 7 лет - бесплатно €