Musée national Picasso
Коллекция Музея Пикассо в Париже включает в себя более 5000 работ и десятки тысяч архивных документов. По качеству и объему, а также спектру художественных форм, которые она охватывает, это собрание — единственное в мире.
Здесь представлены не только картины, скульптурные работы, гравюры, но и рекордное количество скетчей, проектов, блокнотов с зарисовками, офортов в разной стадии завершения. Посетители увидят фотографии, книги с его иллюстрациями, фильмы и документы, дающие представление о творческом процессе художника.
История создания коллекции
Музей начался с двух пожертвований (1979, 1990) от наследников Пикассо и Жаклин Рок (второй жены). Коллекция продолжала расширяться в течение многих лет за счет приобретения новых полотен.
Личная коллекция была передана государству (1973) согласно желанию Пикассо. Изначально она насчитывала около 50 полотен старых и современных мастеров (Миро, Матисс, Сезанн). Через пять лет экспозиция увеличилась до 150 экземпляров.
До открытия (1985) музей получил в дар картины и скульптуры, унаследованные друзьями и семьей. С тех пор это собрание шедевров регулярно дополнялось и прибавило еще 1000 экземпляров.
Большой вклад в сохранение национального достояния внес бывший министр культуры Андре Мальро. В ожидании наследия Пикассо, правительство в 1968 году изменило закон о наследовании художественных произведений. Он делал непосильным для наследников выплату налогов, но по закону они могли взамен пожертвовать государству художественные ценности, что им и пришлось сделать. Это способствовало сохранению художественного наследия страны.
Таким образом, артефакты, подаренные наследниками в 1979 г., стали первой возможностью обогатить национальную коллекцию и из ничего создать монографический музей, который играет важную роль в осмыслении значимости работ мастера и его влияния на культуру XX века.
Экспозиция
Парижский музей Пикассо находится в особняке, построенном еще в XVII веке, его называют Отель Сале. Он поражает своим величием и имеет долгую историю. Вначале для музея хотели построить новое здание, но художник прожил большую часть жизни в старых домах с историей, поэтому предпочли особняк Сале, где в 1985 году и состоялось открытие выставки.
С 2009 года, пять лет, в здании длилась масштабная реконструкция, стоившая почти 50 миллионов евро. После ремонта выставочная площадь увеличилась вдвое, теперь выставка может принимать до 1 млн человек ежегодно.
Многие артефакты достаточно хрупкие, их нельзя перевозить и увидеть можно только здесь. Экспонаты располагаются в хронологическом порядке, поэтому посетители видят как менялась манера художника во времени, как влияли на него личные драмы и события в мире.
Портреты жен, возлюбленных, друзей, тема жизни и тема смерти как в классическом, так и в перевернувшем мир с ног на голову кубистическом отображении реальности, проходит перед взорами посетителей этой уникальной выставки.
Живопись
Экспозиция из почти 300 полотен представляет творчество Пикассо разного времени: от «Автопортрета» и «Селестины», относящихся к меланхоличному «голубому периоду», до «Поцелуя», и «Натюрморта с головой быка», созданных в поздние годы. На выставке демонстрируются полотна, относящиеся к самым разным жанрам:
- портрет — «Автопортрет» («голубой период», 1901), «Портрет Марии-Терезы», «Портрет Доры Маар» (сюрреализм, 1937), «Портрет Ольги в кресле» (классицизм);
- жанровые сцены — «Бег» (классицизм, 1922), «Купальщицы» (классицизм, 1918);
- натюрморт — «Натюрморт с плетеным стулом» (кубизм);
- пейзаж — «Дерево» («африканский период», 1907), декорации для балета «Треуголка», эскизы (классицизм, 1919);
- анималистика — «Кошка, схватившая птицу» (1945);
- батальные сцены — «Коррида или смерть матадора» (сюрреализм, 1933);
- религия и мифология -«Распятие», «Минотавр бегущий» (сюрреализм), «Два фавна и обнаженная» (конец 30-х и война);
- ню (обнаженная натура) — «Фигуры на берегу моря», «Обнаженная в красном кресле» (сюрреализм, 1929).
Даже тех, кто не понимает и не любит творчество Пикассо не может не поразить размах художественного эксперимента длиною в жизнь. Внешний мир для творца — толчок для освобождения и выражения индивидуальности через намеренную деформацию образов, классические и сюрреалистические формы, африканский гротеск или шаржирование.
Изображения его муз, написанные в классической манере («Портрет Ольги в кресле»), сменяются картинами в стиле сюрреализма («Женщина у окна») или изящным карандашным рисунком, как в «Портрете Франсуазы (Жило) в послевоенный период, и почти плакатным портретом его второй жены(«Жаклин со скрещенными руками»), относящимся к поздним произведениям.
Образы женщин, влиявших на его жизнь и стиль, пейзажи, жанровые и батальные сцены, мифология — на всем печать личности, времени и осмысления реальности великим автором.
Марк Шагал, соперник и бывший друг, как-то сказал, что Пикассо меняет направления в живописи чаще, чем носки. Действительно, в разные периоды творчества, а их более десяти, его произведения кардинально отличаются друг от друга. Эта поразительная трансформация создает впечатление, что картины принадлежат разным людям. Сам мастер говорил, что пишет объекты такими, какими он их мыслит, а не видит.
Скульптура
Сейчас здесь выставлена превосходная экспозиция скульптур, керамики и других объектов, хранившихся долгое время в студиях. Около 250 трехмерных работ дают полное представление о творчестве художника в этом направлении, в том числе коллажи и конструкции в кубистическом стиле.
Собрание объединяет почти все скульптурные работы, куда входят объекты из дерева и бронзы в стиле прото-кубизма (1906 — 1909), конструкции в стиле кубизма (1913 — 1916), проволочная модель для памятника Аполлинеру (1928), серия гипсовых бюстов Boisgeloup (1930), фигуры-иконы «Девушка в саду» (1929), «Голова Быка» (1939 -1943), «Человек с ягненком» (1943), композиции «Маленькая девочка со скакалкой» (1950), «Коза»(1950), «Бабуин с детенышем» (1952) и революционные сооружения из листовой стали 60-х годов. Все они основные вехи в истории скульптур мастера.
Способность увидеть привычные предметы по-новому, найти неожиданное, часто парадоксальное, художественное решение, делают Пикассо знаковой фигурой в изобразительном искусстве. Искажение предметов в сюрреалистичных и кубистических формах при их несомненном сходстве с разными реальностями открывает безграничный простор для фантазии.
Здесь посетители увидят и уникальное собрание фотографий, сделанных Брассаем, фотографом и скульптором. Он создал галерею снимков своих знаменитых современников. Музей приобрел фотографии, отображающие жизнь Пикассо. Эти снимки — подробный фотодневник его жизни и творчества.
Эстампы и гравюры
В студии мастера бумага применялась для многих целей — для иллюстраций, набросков, коллажей; они всегда подписывались, складывались и надежно хранились. Почти 4 000 экземпляров зафиксировано при инвентаризации наследия: графика, исторические документы, подарки и образцы, представляющие собой скорее картины и скульптуры.
Все, что завещал художник подтверждало его фантастическое владение различными материалами и техниками: карандашом, углем, тушью. Пастели и акварели на отдельных листах бумаги и в блокнотах — ценнейшее свидетельство ежедневной работы с таким непритязательным материалом, как бумага.
Начиная от жанровых сценок, набросанных в юном возрасте, и заканчивая грубыми аллегоричными скетчами, сделанными в старости, Пикассо отобразил всю свою жизнь в рисунках. Он также оставил серию гравюр, предвидя возможности этого вида искусства. «Сюита Воллара» (100 листов) и 347 гравюр в серии Suite 347 — смешение фантазии и реальных событий из биографии самого творца.
Интерес к древней, модернистской и современной литературе отражен в богатой музейной коллекции публикаций. Книги сыграли важную роль в фантазийных видениях художника.
На выставке можно увидеть полотна из личного собрания Пикассо — это Сезанн, Руссо, Матисс, Миро, Дерен… Со многими из них он дружил, некоторые были соперниками, но все были талантами. Здесь же можно полюбоваться масками из Океании и Африки, картинами Модильяни, Коро и многих других.
В 1992 году архивы были переданы музею для сохранения и популяризации.
Фотографии и письменные архивы
Фотографические архивы включают более 17 000 снимков, сделанных как самим художником, так и знаменитыми фотографами своего времени (Сесил Битон, Брассай, Картье-Брессон, Л. Клерг, Д. Маар, А. Вилле и др.)
В письменных архивах находится около 100 000 документов. Здесь тексты, написанные самим мастером, учетные записи, авторские рукописи, книги, каталоги выставок, переписка, газетные вырезки, открытки и т. д. Все это сохранилось в идеальном порядке, благодаря привычке художника хранить каждый листок.
Библиотечное собрание насчитывает 11 000 публикаций, купленных или полученных в качестве пожертвований в последние 30 лет. Музей располагает аудио и видеозаписями из разных источников.
Незабываемую атмосферу создает и уникальная мебель, сделанная по проекту Диего Джакометти, швейцарского скульптора и проектировщика, специально для отеля Сале к открытию выставки. Ансамбль состоит из 50 предметов, а именно: бронзовых скамеек, стульев и столов, отлитых в стиле XX века. Литье отличается художественной изысканностью и тонкостью линий листвы, цветов и пары очаровательных фигурок сов.
Телефон: +33 1 85 56 00 36
Сайт: museepicassoparis.fr
Метро: Saint-Sébastien - Froissart
Время работы: 9:30-18:00
Цена билетов
Взрослый: 12.50 €
Льготный: 11 €
Детский: 3 €
можно ли в музее приобрести миниатюры скульптур?
Сувенирный магазин есть с товарами в стиле Пикассо.
Очень интересная статья. Я хочу поехать в музейный тур, и меня интересует есть ли в Париже система скидок на вход в музеи для студентов?
Да, некоторые музеи делают скидку для студентов до 26 лет. Еще у них есть Museum pass, которая предназначена именно для посещения музеев.