Parcours Artistique de Paris La Defense
Художественная тропа в парижском районе Дефанс ‒ это постоянно растущий музей современной скульптуры под открытым небом и невероятный мир игры воображения.
Идея и реализация
Первые шаги по его созданию были предприняты Жаном Милье в 2007 году. Активную помощь ему в создании экспозиции под открытым небом оказали историки искусства и его преемники Жермен Витте и Мишель Морис. С этого времени при активной поддержке Государственного управления учреждениями района Дефанс (Дефакто), Центра Помпиду и Национального музея современного искусства к 2017 году в деловых кварталах появилось около 80 произведений искусства нового времени, авторство которых принадлежит 59 скульпторам из 14 стран.
Свой вклад в формирование уникального собрания внесли Яаков Гибштейн (Израиль), Поль Бельмондо, Андре Барелье, Патрик Блан (все — Франция), Александр Колдер (США), Энтони Каро (Великобритания), Апель Лес Фомоса (Испания) и многие другие мастера скульптуры.
Произведения сюрреализма, абстракции, нового реализма, кинетического и концептуального искусства нашли своё место среди небоскребов Дефанса. За исключением статуи Луи-Эрнеста Барриоса «Парижская оборона» (La Defense of Paris), остальные произведения искусства на Тропе созданы после 1960 года.
Большая часть работ скульпторов XX-XXI вв. размещена на улицах, переулках и площадях Дефанса. Лишь небольшое их количество находится под крышей торгового центра Quatre Temps и в просторном фойе станции RER.
Современное искусство на Художественной тропе представлено в основном скульптурами, хотя в числе её экспонатов есть несколько фонтанов. Авторское видение искусства отразилось и на внешнем виде пандусов, вентиляционных труб метро и лестниц района.
Странный и выразительный мир
Неторопливая прогулка по Художественной тропе района Дефанс сродни путешествию по неизведанной вселенной‒ настолько фантастично выглядят внушающие то страх, то надежду представленные здесь произведения современного искусства.
На фасаде торгового центра Les Quatre Temps Патрик Блан в 2006 году воссоздал на вертикальной поверхности настоящие джунгли. Его «Зелёная стена» (Mur Végétal) состоит из мозаики трав и цветов, образующих природный гобелен, напоминающий дебри тропических лесов.
«Красный паук» (Araignée rouge) американского скульптора Александра Кальдера воспринимается одним из обитателей этих лесов. Установленное в 1976 году в Дефансе пятнадцатиметровое создание весом в 75 т из окрашенной в красный цвет стали производит устрашающее впечатление и внушает ощущение беззащитности.
Безжалостностью времени веет от состоящей из покрытых ржавчиной ряда элементов композиция «После Олимпии» (After Olympia) Энтони Каро. Её создание навеяно посещением скульптором Греции. композиция представляет авторскую интерпретацию фронтона храма Зевса в Олимпии. Вес колоссальной конструкции длиной в 20 м составляет почти 20 т.
Произведение южнокорейского скульптора Лима Донга Лака «Точка роста» (Point Croissance) создано им в 1999 году как часть серии «Тотемы поэзии». Автор придумал композицию, заключающую в себе противостояние живой природы с холодным блеском современных технологий. Помещённая в окружении ультрасовременной архитектуры небоскребов «Точка роста» производит противоречивое и неизгладимое впечатление враждебности современного мира к природе и её всепобеждающей силе.
Скульптурная композиция из полированной стали и бронзы представляет собой расколотое яблоко и прорастающий из него искривленный побег яблони. Кривой ствол молодого дерева символизирует трудности продвижения к цели и отсутствие легких путей к ней. Завершающие скульптуру несколько листочков вселяют в туриста оптимизм, демонстрируя возможность достижения успеха в любой ситуации.
Метро: Gare de La Défense
Поезд RER: Gare de La Défense
Трамвай: Gare de La Défense
Автобус: Puteaux