Мост Йена (Pont d’iena) может похвастаться самым туристическим из всех видов Парижа – он ведет прямо к подножию всемирно известного символа Парижа – Эйфелевой башне. А на другой стороне моста – дворец Шайо. По будням на нем много транспорта и людей, а по праздникам художники предлагают свои услуги, мошенники – наперстки, уличные музыканты – шансон, попрошайки просят деньги. И здесь всегда много чаек.
Названный именем прусского городка мост чуть не стал жертвой собственного имени, но обо всем по порядку.
Чудесное спасение
Воинственный император французов Наполеон І Бонапарт 14 октября 1806 года одержал сокрушительную победу над прусскими войсками герцога Брауншвейгского у города Йена, чем несказанно гордился. И увековечить свою победу решил в названии моста, строительство которого приказал начать в 1807 году инженеру Корнелю Ламану. Место для моста было выбрано неслучайно – он соединял сады Трокадеро и Марсово поле, а с него открывался отличный вид на военную школу.
В 1814 году строительство было закончено, а вскоре в Париж вошли оккупационные войска союзников, среди которых находился маршал Блюхер, участвовавший в Йенском сражении. Узнав о названии моста, он дал команду его взорвать, но Людовик XVIII, вернувший королевский престол, воспротивился этому и заявил, что мост можно взорвать только вместе с его августейшей особой. Мост оставили, но переименовали в Мост военной школы. А имперских орлов сняли с фронтонов, установив вместо них королевский вензель в виде латинской буквы «L».
Революция 1830 года вернула мосту имя, а император Наполеон ІІІ – имперских орлов. Но уже не простых, а орлов-стервятников. А в 1853 году на краях моста установили скульптуры воинов, ведущих своих коней в поводу. На правом берегу – галл и римлянин, на левом – грек и араб. В 1975 году мост включен в перечень исторических памятников.
Реконструкции моста
Пятиарочный мост длиной в 155 метров изначально был нешироким – всего 14 метров. Но во ІІ половине XIX века движение по нему значительно увеличилось, и в преддверии Всемирной выставки 1900 года его расширили до 24 метров, присоединив по бокам металлические конструкции для пешеходных тротуаров. Уже в 1907 году его сузили до 19 метров. В 1920-х годах расширение было разрушено.
В 1935 году, перед Всемирной выставкой 1937 года, мост расширили до 35 метров с помощью капитальных бетонных блоков и свай, которые присоединили по обе стороны моста.
С начала XXI века на мосту Йена регулярно проводятся работы по укреплению деревянных несущих свай.
Мост Йена – настоящий памятник эпохи наполеонидов, который бережно хранят наследники королевства, империи и республик.
Метро: Bir Hakeim,Trocadéro
Поезд RER: Gare du Champ de Mars Tour Eiffel