Монастырь Сен-Мартин-де-Шамп (Prieure Saint-Martin-des-Champs) занимает одно из первых мест в ряду памятников ранней средневековой архитектуры, украшающих улицы и площади Парижа.
История монастыря
Самые ранние упоминания о существовании храма на месте будущего монастыря относятся к 710 году. Уже тогда здесь находилась небольшая часовня во имя св. Мартина Турского, рядом с которой возник небольшой монастырь. В X в во время одного из жестоких походов норманов она была полностью разрушена.
В 1060 году решение о восстановлении Сен-Мартин-де-Шамп принял король Франции Генрих I. Спустя 19 лет монастырь был присоединён к бенедиктинскому аббатству Клюни. Со временем стал одним из богатейших монастырей. В его подчинении находилось тридцать приоратов в 10 епархиях на севере Франции и в Англии. Процветанию монастыря, в котором в XIII в проживало более 300 монахов, способствовало покровительство Людовика VI, Генриха I и кардинала А. Ж. дю Плесси, герцога де Ришелье.
В 1702-1720 годах под руководством архитекторов П. Пули и Суффли были внесены изменения в организацию внутреннего пространства храма и его декора. В 1769 году молодой архитектор перестроил фасад церкви Сен-Мартин-де-Шамп в стиле Art jésuite.
Храм в послереволюционные годы
После французской революции XVIII в монастырь был закрыт. Несколько лет в 90-е годы его здания использовались в качестве тюрьмы. В дальнейшем предполагалось разместить здесь цеха оружейного завода, но эти планы не были осуществлены.
В 1794 году падре А Грегуар высказал идею о создании национальной Консерватории искусств и ремёсел, цель которой бы состояла в содействии техническим инновациям и демонстрации достижений науки и техники.
Эта мысль была поддержана Конвентом и 22 июня 1798 года был принят закон о создании подобного учреждения. Облик здания значительно изменился. В это время были убраны аркбутаны, снесена колокольня и окружающие церковь здания. Был изменён и главный вход в храм. Открытие музея состоялось в 1802 году.
В 1838 году архитектором консерватории был назначен Л. Водойер. Он первым уделил внимание восстановлению интерьера храма, особенного его трапезной, в которой разместилась библиотека музея. В 1857 году по его проекту был изменён фасад здания по канонам неоготического стиля.
В 1913 и 1916 годах архитектор А. Денокс руководил восстановлением юго-восточная часть амбулатория и колокольня церкви. Современный вид храм приобрёл после значительной реконструкции 1994-2000 годов, проведённой к 200-летию музея.
Особенности архитектуры
Строительство главной церкви комплекса было завершено в 1138 году. Она представляет собой просторную базилику с двускатной кровлей в готическом стиле, но с явным влиянием романской архитектуры. План здания очень сложен и не имеет прямых аналогов.
Шедевром высокой готики считается трапезная храма длиной 42,8 м и шириной 11, 7. Она впечатляет нервюрами сводов и изящными оконными проёмами. Некоторые исследователи средневекового искусства считают, что авторство проекта принадлежит П. де Монтре.
Апсида храма окружена двойным амбулаторием, из которого отрывается проход к шести небольшим капеллами. Они симметрично расположены с правой и левой стороны от центральной и самой значительной капеллы.
Музейная экспозиция
Выставочное пространство согласно концепции Консерватории искусства и техники разделено между тематическими экспозициями: научные и измерительные инструменты, строительство, материалы, механика, транспорт, энергия и коммуникации.
В действующей экспозиции широко представлены лабораторные приборы и оборудование от микроскопа Мани и счётной машины Л. Болле до электронного микроскопа и суперкомпьютера. Здесь можно увидеть экскаватор Куврё, с помощью которого строили Суэцкий канал и многие другие образцы передовой техники двух последних столетий.
Телефон: +33 1 42 08 36 60
Метро: Jacques Bonsergent
Автобус: République / Magenta