Saint-Pierre de Montmartre
Церковь Святого Петра, одна из немногих сохранившихся старинных церквей французской столицы, расположилась на вершине холма Монмартр рядом с возведенной в начале XX века белокаменной базиликой Сакре-Кер.
История церкви
Возвышающийся над городом холм с древнейших времен служил местом поклонения богам. По преданию во времена Римской империи здесь находились храмы, посвященные богам – Марсу и Меркурию. Название холма Монмартр («Mons Martyrium» — гора мученика) обычно связывают с именем Святого Дионисия, который вместе со своими сподвижниками за проповедь христианства был казнен на вершине холма. По легенде с головой в руках, продолжая проповедовать, Святой Дионисий преодолел шестикилометровый путь до Сен Дени, места своего погребения.
В XII веке здесь был основан женский монастырь. Инициаторами создания аббатства стали король Людовика VI и его супруга Аделаида Савойская (ок. 1095—1154), которой суждено было стать первой настоятельницей монастыря.
История самой церкви началась в 1147 году. Сегодня это все, что осталось от аббатства. Своим названием, связанным с культом Святого Петра, церковь обязана монахиням из аббатства Saint-Pierre-des-Dames в Реймсе, которые прибыли в новый монастырь в XII веке. Стены храма хранят память о многих событиях в истории страны. Это, в первую очередь, трагическое время Французской революции, когда монастырь был разрушен, последняя аббатиса обезглавлена, а в церкви устроили «Храм Разума». Оставили свой след здесь и кровавые события Парижской коммуны.
В истории церкви есть любопытный эпизод, когда ей удалось послужить на благо технического прогресса. В 1794 году церковная башня стала местом установки оптического телеграфа. Именно здесь было принято сообщение о поражении армии Наполеона в битве под Ватерлоо.
В начале XX века заброшенную церковь чуть было не снесли, но благодаря общественности она была сохранена и отреставрирована. Серьезный урон был нанесен храму во время Второй мировой войны.
Архитектурный облик и внутреннее убранство храма
Сегодня облик церкви, много раз перестраивавшейся, пережившей не одно возрождение, представляет причудливое смешение различных эпох: сводчатые хоры сохранились с XII века, западный фасад приобрел современный вид в XVIII веке.
Главным историческим наследием принято считать четыре колонны, которые сохранились от римского храма и были использованы при строительстве церкви.
Посетители церкви могут любоваться витражами в стиле неоготики, изготовленными в 1953 году Морисом Максом-Инграном. Они были установлены вместо прежних, уничтоженных в годы войны. В алтарной части можно увидеть три больших витража, центральный из которых посвящен Христу, два других – Святому Петру и Святому Дионисию.
В 1980 году церковь была украшена тремя дверями из бронзы работы итальянского мастера Томаззо Джисмонди. На них изображены сцены из жизни трех покровителей храма – Святого Петра, Богоматери, Святого Дионисия. Еще одна дверь ведет к самому маленькому и таинственному кладбищу Монмартра – Кальвэр, которое открыто для посещения только 1 ноября, в день всех святых.
Монмартр когда-то славился виноделием, здесь сохранился древний виноградник, и в 2006 году в храме появилась деревянная скульптура самого известного в мире покровителя виноделов – Святого Винсента из Испании.
Церкви Святого Петра (Eglise Saint-Pierre) всегда придется быть в тени «белой короны» Монмартра – храма Сакре-Кер. До нее не всегда доходят туристы. Но именно здесь, в стенах древнего храма, можно ощутить дух времени и прикоснуться к истории…