Sainte-Chapelle
В историческом центре Парижа, на острове Сите, находится один из прекраснейших памятников готического зодчества – часовня Сент-Шапель (Святая капелла), построенная в XIII веке по приказу Людовика IX. Она входит в грандиозный архитектурный ансамбль дворцового комплекса, главное здание которого до февраля 1358 г. было королевской резиденцией; после произошедшего в том году восстания оно стало именоваться Дворцом парламента, а позднее – Дворцом правосудия.
История
Часовня была необходима для достойного хранения и почитания особо ценных христианских святынь, многие из которых были вывезены из Константинополя во время крестовых походов. Другую часть реликвий Людовик IX приобрел у венецианских купцов, к которым они попали от латинского императора Балдуина II в качестве залога (в их числе были свидетельства Страстей Господних – Терновый венец, часть креста, на котором страдал распятый Иисус Христос, гвозди и наконечник пронзившего его копья).
Когда ларец с терновым венцом был доставлен во Францию, на расстоянии десятков километров от Парижа его встретил Людовик IX и босиком, в грубой рубахе, вместе со своим братом пошел во главе торжественной процессии, под приветствия ликующего народа. К имени этого монарха часто добавляли «Святой», так как он славился благочестием и в годы своего правления построил больше церквей и монастырей, нежели замков, а духовные порывы заставляли его лично таскать тачки с камнями на строительстве религиозных объектов.
Задуманную как реликварий часовню возвели довольно быстро (1242 – 48 г.г.), и она стала настоящим шедевром: ее великолепие поражало и восхищало современников и все последующие поколения. Из глубины веков до нас дошли интересные цифры: строительство двухуровневой капеллы потребовало огромных, по тем временам, затрат в сумме 40 тыс. ливров (графский замок тогда могли построить за 1,2 тыс. ливров), а сделка с купцами при выкупе реликвий обошлась в 135 тыс. ливров.
Сент-Шапель освятили в апреле 1248 г. в честь Святого Креста (верхний ярус) и Девы Марии (нижний ярус). С этого времени каждую Святую пятницу здесь торжественно выносили для поклонения Истинный Крест Господень. Французы верили, что реликвии чудесным образом оберегают короля и всю страну.
Святая капелла выстояла во время пожаров и наводнений, но в годы Великой французской революции (1789 – 99 г.г.) ее, как и многие другие объекты, связанные с монархизмом и религией, не обошла разрушительная ненависть восставших. В этот смутный период часовню неоднократно грабили и громили – она лишилась бесценных святынь и мебели; почти трехметровую раку из позолоченной меди и серебра вывезли на переплавку, внутри и снаружи здания многое было изуродовано.
Одни крушили, а другие спасали. Благодаря этому удалось сохранить органы (их разместили в церкви Сен-Жермен-л’Осерруа) и большую часть статуй (заслуга археолога А. Ленуара). Но некоторые украденные реликвии так и сгинули, а для тех, что удалось найти в круговороте исторических событий, определили иные места хранения.
Часовню, возраст которой приближается к восьми столетиям, несколько раз реставрировали. В частности, в XV веке на ней установили новый шпиль и заменили круглый витраж. В 1830 – 60-х г.г. проводили масштабные работы по восстановлению и нанесению новой росписи на стены, пострадавшие при наводнении в XVII веке, а также по воссозданию уничтоженного в революцию шпиля, реставрации самого здания и уцелевших витражей. Почему «уцелевших»? Да потому, что в 1803 г. в помещениях часовни разместился архив, а перед этим часть витражей была снята и продана или уничтожена. Уже в нынешнем веке реставраторы в течение нескольких лет кропотливо работали над семью витражами, на что было выделено €10,0 млн.
Сент-Шапель включена в перечни национальных исторических памятников Франции и всемирного достояния ЮНЕСКО.
Архитектура здания
Пока не была возведена и освящена часовня в королевской резиденции, реликвии хранились в Святой капелле замка Сен-Жермен, которая в архитектурном плане стала прототипом для Сент-Шапель. Строительство возглавлял знаменитый зодчий – Пьер де Монтрёй, известный также по прозвищу «Пьер из Монтрейля». Считается, что в этом его произведении самым великолепным образом сошлись воедино религиозные представления о мироздании, инженерное дело, геометрия и многие ремёсла.
Согласно замыслу архитекторов, по форме часовня похожа на ларец, предназначенный для хранения религиозных святынь – реликварий, каковым, по сути, она и стала. Ее увенчивает изящный шпиль, взметнувшийся на 75 м, а по периметру крыши разместились злобные химеры, напоминающие тех, что глядят с высоты Собора Парижской Богоматери. Настоящие размеры часовни не потрясают воображение (в длину 35 м, в ширину 11 м), но архитектурные решения и ухищрения позволяют воспринимать это здание как большое и, одновременно, прозрачное, почти невесомое. Многие его элементы похожи на богатую вышивку.
Снаружи восхитительно смотрится сочетание легкости верхних конструкций с мощными контрфорсами и строгим фундаментом. Внутреннее пространство часовни зрительно увеличивается за счет нестандартного размера одного из пролетов: укоротив его на 35 см по сравнению с остальными, авторы проекта создали перспективу, в которой неф кажется длиннее, а окно (так называемая «роза») на западной стене – крупнее.
При строительстве большим новаторством стало использование металлических связей для удержания каменных блоков, хотя это и потребовало огромных затрат (железобетон появился спустя шесть столетий).
Нижний ярус часовни предназначался для придворных, гвардейцев, охранявших дворец, и прислуги. Своды в этой части капеллы невысоки (6,6 м) и здесь, казалось бы, должно быть мрачновато из-за нехватки света, но ее декоративное убранство столь многоцветно, что этого ощущения не возникает. Множество тонких колонн делят помещение на три части – центральный и боковые нефы, а также поддерживают своды, на которые опирается верхний ярус. Благодаря изяществу колонн и слепым аркадам вдоль стен, создается впечатление простора, небольшое пространство как бы расширяется.
Верхний ярус капеллы был отведен для хранения святынь (на специальном постаменте стояла богатейшая рака для них) и молений короля, его семьи и приближенных. Снизу туда можно было попасть по узкой лестнице, а из дворца – через наружную галерею, которая до нашего времени не сохранилась.
Установленные здесь мощные опоры не выглядят таковыми: их основательность скрывается за несколькими тончайшими колоннами, стоящими вплотную друг к другу. Каркас стен сконструировали таким образом, чтобы как можно больше пространства осталось для устройства окон. После установки витражей, общая площадь которых заняла более 600 м2, стало казаться, что стен вовсе не существует – они терялись на фоне потока света, лившегося внутрь капеллы через цветные окна, особенно в солнечные дни.
Что посмотреть в Сент-Шапель
При оформлении обоих ярусов часовни были проявлены большой вкус и фантазия. На выбор средств и способов обустройства интерьеров повлияли также разница в архитектуре помещений и их предназначении. Множество элементов декора привлекает внимание – то и дело хочется замедлить шаг, вглядеться и полюбоваться, узнать о них более подробно.
Нижний ярус
Окна здесь невелики, но они украшены витражами с повествованием о житии Девы Марии. Эта мозаика была изготовлена в XIX веке и сменила обычные стекла, которые вставили в XII веке после наводнения. В цветовой гамме этого яруса ведущие роли отданы золотой, красной и синей краскам. По всем стенам – декоративные арки, имеющие форму трилистника; в двенадцати медальонах изображены апостолы.
Колонны украшены росписью – лилии на лазурном фоне (королевская геральдика) и, чередуясь с ними, крепостные башни (в честь королевы-матери, Бланки Кастильской). Своды, цвета ночного неба, расписаны золотыми звездами и окаймлены золотым же орнаментом. На полу установлены плиты, отмечающие места упокоения каноников и хранителей церковной сокровищницы.
Верхний ярус
Верхняя – королевская – часть капеллы неповторима по красоте. Здесь только один неф, но его размеры впечатляют: высота 20,5 м, ширина 17,0 м. Благодаря огромным разноцветным витражам, помещение наполнено мерцанием, игрой и переливами света. А когда лучи солнца пронизывают все его пространство, этот эффект настолько силен, что рассказать об увиденном можно лишь с помощью поэтических сравнений и ярких эпитетов.
Кроме устройства великолепного освещения, посредством витражного искусства была решена еще более важная задача: обратившись к Ветхому и Новому заветам, показать историю человечества, начиная от Сотворения мира и заканчивая Апокалипсисом. Большая часть витражей, в которых воплотился этот грандиозный замысел, оригинальна, т.е. сохранилась с XIII века, другие – результат трудов реставраторов. Площадь витражей столь велика, что на них удалось разместить свыше тысячи сюжетов, знакомиться с которыми следует в определенном порядке – перемещаясь от северной стены по ходу часовой стрелки. Установленный в часовне экран помогает лучше рассмотреть библейские и религиозные сцены, понять их значение. Здесь есть и рассказ о том, как Людовик IX привез святыни в Париж.
Витражные окна сделаны разными по форме. На западной стене окно круглое и выглядит, как раскрывшаяся роза. Контуры ее многочисленных ярких лепестков напоминают языки огня, что делает понятным выражение «пламенеющая готика», часто употребляемое в рассказах о часовне. В восьми окнах имеется по четыре стрельчатые арки, а во всех прочих – по две арки. Цветосочетания тоже разнятся: «роза», выполненная в XV веке, более многоцветна, чем остальные 15 витражей, в мозаике которых преобладают красные и синие элементы, что тоже наводит на мысли о пламени.
Очень интересны опоры, разделяющие и поддерживающие витражи: каждая из них «собрана» из девяти тонких изящных колонн. В простенках установлены 12 статуй апостолов; часть из них – это оригиналы, считающиеся шедеврами скульптурной готики. Прежнее великолепие их росписи и утраченные скульптуры удалось воссоздать во время реставрационных работ.
По всему помещению второго яруса проходит высокий плинтус, а украшающие его аркады выполнены из мрамора столь искусно, что выглядят ажурными. Аркады прерываются большими нишами, две из которых когда-то предназначались для королевских особ. В этой части капеллы просто поражает количество больших и малых архитектурных и декоративных элементов, делающих ее прекрасной и величественной.
Побывав в Сент-Шапель, нельзя не восхищаться гениальностью средневековых зодчих, сумевших создать такой шедевр. Их талант позволил наполнить это здание теплом и радостью света Божьего, что на протяжении столетий вносит в души восторг и благоговение.
О доступе в часовню и к христианским святыням
Сент-Шапель открыта для посетителей ежедневно, за исключением праздников. Вносить туда металлические предметы запрещено – это контролируют дежурящие у входа жандармы. Если доведется побывать в Париже летом, можно не только осмотреть этот впечатляющий исторический и культурный памятник, но и побывать на одном из концертов классической музыки, которые часто проходят в здании часовни и имеют огромный успех у публики.
Реликвии, некогда хранившиеся в королевской часовне, уже более двухсот лет находятся в Соборе Нотр-Дам де Пари. Поклониться им можно в строго определенные дни, с учетом католического церковного календаря:
— Терновый венец выносят в 15-00 каждый месяц в 1-ю пятницу и в Великий пост каждую пятницу;
— частицу Креста Господня выносят с 10-00 до 17-00 в Страстную пятницу.
Телефон: +33 1 53 40 60 80
Сайт: sainte-chapelle.monuments-nationaux.fr
Метро: Cite
Время работы: 9:30-18:00, 9:00-17:00 (зимой)
Цена билетов
Взрослый: 8.50 €
Льготный: 6.50 €
ccc, Вы уверены, что Ваш отзыв о часовне Сент-Шапель?
Была несколько раз в Париже, повезло с погодой и случилось многое посмотреть и насладится
его веквой красотой и величием!
Сент -Шапель завораживает своими витражами, обилием красок, объемами!
Нам посчастливилось попасть на вечерний концерт камерного оркестра, незабываемо!
Очень рекомендую!
самая бесполезная, маленькая и невзрачная, не впечатляющая, никчёмная достопримечательность для общего знакомства с Парижем и окрестностями, за 5 мес обошёл и объехал много всего, но ЭТО было одним большим (хотя что там большого? -1 каменный зал…) разочарованием после весьма и весьма длительного ожидания в очереди… крайне НЕ рекомендую, если не едете целенаправленно в неё, зная чётко зачем, почему
В Париже была всего лишь пару дней, у меня был тур по Европе, и к моему великому сожалению эту достопримечательность мне посмотреть не удалось. Но нам много про нее рассказывал гид, да и буклет про нее смотрела. Вообще в Париже очень много всего, и чтобы суметь просмотреть все достопримечательности надо ехать только в Париж и минимум на 2 недели. Тогда точно удастся захватить все.