Конная статуя короля Генриха IV (Statue équestre de Henri IV) на площади Дофин у Нового моста стала символом нового этапа в развитии форм монументального искусства и памятником с очень занятной историей.
Первый король из династии Бурбонов Генрих IV внес огромный вклад в укреплении единства Франции и достижения примирения подданных. Подписанный им в 1698 году Нантский эдикт положил конец многолетнему противостоянию по вопросам веры между протестантами и католиками.
Генриху IV стал также первым французским правителем, который всерьёз озаботился градостроительными проблемами в столице и стремился регламентировать возведение новых зданий по заранее составленным проектам и планам.
Превратности истории
История памятника Генриху IV длительна и не волне обычна. Мысль поставить памятник своему супругу королева Мария Медичи высказала в 1604 году, даже ещё до его гибели от руки религиозного фанатика в 1610 года. Изваять статую она поручила ученику Микеланджело итальянскому скульптору Джованни Джанболонье, но тот не смог её завершить из-за настигшей его в 1608 году смерти. Закончил её помощник скульптора Пьетро Такка.
Памятник королю поставили в 1614 году на площади в западной части острова Ситэ около Нового моста. При его установке было нарушено сразу несколько вековых традиций французской культуры. Он стал первым монументом Парижа, установленном на открытом общественном пространстве, а не в проходе между зданиями или вблизи одной из стен.
Большой мраморный постамент для памятника был выполнен по проекту архитектора Пьера Франквиля. Им же были частично выполнены два боковых барельефа, с изображениями сцен въезда короля Франции в столичный город и раздачи продуктов жителям Парижа. Полностью пьедестал был завершен Франческо Бордони в 1618 году, а сам памятник окончательно закончен только к 1635 году. Последним дополнением к нему стали статуи четырех рабов по углам пьедестала.
В первые годы Французской революции памятник Генриху IV оставался почти нетронутым восставшим народом. Единственным «художественным» дополнением к памятнику стала кокарда окрашенные в цвета триколора. Однако в годы якобинского террора статуя монарха была сброшена с пьедестала и отправлена в плавильную печь.
«Реинкарнация» памятника
Монумент Генриху IV был восстановлен после Реставрации династии Бурбонов в 1818 году. Реплика конной статуи короля была отлита в бронзе по скульптурной модели Франсуа Лемота. Автор памятника при работе над статуей стремился воспроизвести оригинал со всеми прежними подробностями. Генрих IV изображен на гарцующем скакуне в латах с лавровым венком на голове и жезлом с королевскими лилиями в правой руке.
Внутри статуи оставлена небольшая полость. Скульптор Ф. Лемот разместил в ней медали, три книги о короле и футляры с пергаментными листами. В них изложена история правления Генриха IV, здесь же помещалась копия документа о сооружении оригинального памятника, описание истории его восстановления и прилагался список всех причастных к этому людей.
Оставаясь верным бонапартистом Ф. Лемот также поместил в полости небольшую статуэтку Наполеона Бонапарта. Спустя столетия она и исторические документы были переданы в музей и Национальный архив Франции.
Восстановление не коснулось только четырех скульптур пленников, стоявших до 1792 года по углам постамента. Они символизируют стороны света и могущество монарха. Опирающийся на панцирь черепахи юноша ассоциируется с югом и Африкой, а бородатый старик олицетворяет варваров Севера. После революции XVIII в. скульптуры были помещены в музейные залы Лувра и больше не покидали его стен.
Материалом для скульптуры Генриха IV послужил металл, полученный после свержения с Вандомской колонны статуи первого французского императора. Расплавленная бронза монумента Наполеону I вновь приобрела формы первого короля Франции из династии Бурбонов.
Метро: Pont Neuf
Автобус: Pont Neuf - Quai des Orfevres