Запоминающийся посещающим Париж туристам установленный на площади Побед в I округе столицы конный памятник Людовику XIV (Statue équestre de Louis XIV) символизирует торжество идеи абсолютной монархии. Отлитая в бронзе скульптурная композиция, её внутренняя энергия и динамичность выражают весь блеск и безграничное могущество королевской власти.
В зеркале истории
История парижского памятника королю-солнцу Людовику XIV началась в конце XVII в. В 1687 году на недавно благоустроенной площади Побед был воздвигнут первый монумент этому монарху, при котором королевская власть стала абсолютно непререкаемой.
Скульптор Мартен Дежардин изобразил венценосца стоящим в полный рост на внушительном постаменте и взирающим с его высоты на подданных французской короны. В таком виде памятник одному из самых ярких французских королей простоял на площади до смутных времён Великой французской революции.
В 1792 году изваяние короля из ненавистной династии Бурбонов было свергнуто с пьедестала восставшим народом. Бронзовая скульптура монарха не избежала общей для многих королевских статуй Парижа судьбы: она была отправлена в плавильную печь, а полученный из неё металл использовался для производства оружия.
Вместо неё центр площади заняла деревянная пирамида. Её установили в память о революционерах, погибших при штурме дворца Тюильри 10 августа 1792 года. Пирамида простояла всего 18 лет: в 1810 году по распоряжению Наполеона I на этом же месте была воздвигнута статуя молодого генерала и героя наполеоновских войн Луи-Шарля Десаи.
С возвращением к власти Бурбонов на площадь Побед вернулся и образ их блистательного предка Людовика XIV. Новый памятник королю был закончен в 1822 году, а статуя верного сторонника низвергнутого императора погибла в пламени огня.
Монументальная композиция
Возрождение памятника королю-солнцу было поручено скульптору Франсуа-Жозефу Бозио. Он не стал копировать утраченный оригинал, а предложил совсем иной образ монарха. Работая над моделью монумента правителю Ф. Ж. Бозио обратился к творчеству Этьена Фальконе. Он использовал сходное композиционное решение, применённое коллегой при создании памятника Петру I в Санкт-Петербурге.
Великий король изображен мастером верхом на строптивом горячем жеребце. Людовик XIV одет в античные доспехи, подобающие римским императорам.
Пьедестал для скульптуры спроектировал архитектор Жан-Антуан Аловин. он состоит из массивной базы и двух каменных платформ. Между ними расположен более узкий и высокий большой прямоугольный блок.
По бокам постамента симметрично закреплены два бронзовых барельефа работы скульптора Ф. Ж. Бозио. С одной стороны пьедестала изображена сцена перехода через Рейн. На противоположной стороне памятника фигуры барельефа иллюстрируют исторический эпизод, рассказывающий об учреждении в 1693 году королевского и военного ордена Сен-Луи.
Созданный заново в начале XIX монумент Людовику XIV в 1992 году признан ценным памятником истории и культуры. С этого времени он считается неотъемлимой частью коллекции скульптуры музея Орсе.
Телефон: +33 1 44 50 75 01
Метро: Bourse
Автобус: Victoires