Бато-Лавуар

Бато-Лавуар

Знаменитое на весь мир общежитие художников и поэтов Бато-Лавур (Bateau-Lavoir) стоит на таком крутом склоне холма Монмартр, что на площади Эмиля Гудо воспринимается как одноэтажное, тогда как со стороны улицы Гаро видны все его пять этажей.

Внешне совсем непритязательное здание на холме Монмартр было построено в 1830 году. Первым его назначением было размещения производства музыкальных инструментов. В 1889 году его владелец решил приспособить дом под мастерские небогатых художников и пригласил для его перестройки архитектора Поля Вессера.

Свое необычное название «корабль-прачечная» дом получил с легкой руки поэта Макса Жакоба. Он нашел в облике обшарпанного и унылого здания много сходных черт со стоящими на Сене старыми баржами, которые использовались парижанками для стирки и полоскания белья. Кроме этого, подобные мысли также навевали постоянно вывешиваемая для просушки между окнами выстиранная одежда его обитателей.

Созвездие талантов

С 1890 года часть его помещений занимал «Театр искусства» Поля Фора. Несколько лет в едва приспособленных помещениях ставились символические пьесы Поля Верлена, Мориса Меттерлинка, Реми де Гурмона и Жюля Лафорга. Комнаты в бывшей фабрики пианино домовладелец Тьонвиль начал сдавать бедным молодым художникам только в 1893 году.

Одним из первых постояльцев дома с тесными комнатками без газа и электричества и единственным на все этажи водопроводным краном был переехавший из Нанта в Париж Максим Мофра. Частым гостем его творческой мастерской был незадолго до этого вернувшийся во Францию из своего путешествия на Таити Поль Гоген.

Из 30-40 постоянных жителей Бато-Лавур большую долю составляли эмигранты из других стран Европы. В его стенах на рубеже столетий проживали Арденго Соффичи вместе с другими итальянскими художниками и творческие единомышленники испанца Пако Дуррио. Этот дом в течение нескольких лет был единственным пристанищем в Париже для румына Константина Брынкуши, голландца Кееса ван Донгена, Андре Сальмона, Макс Жакоба, Амадео Модельяни, Хуан Гриса и Пабло Гаргальо.

В начале весны 1904 года дом на Монмартре стал постоянным местом жительства Пабло Пикассо. Вместе со своей подругой Фернандой Оливье он прожил в маленькой квартире около пяти лет За эти годы он написал здесь несколько своих шедевров, одним из которых была первая картина в стиле кубизма «Авиньонские девицы».

Расположенные в доме на улице Гаро творческие мастерские тогда ещё неизвестных художников были своеобразным клубом для парижской богемы. С дружескими визитами сюда приходили Жорж Брак, Гийом Апполинер, Гертруда Стайн, Жан Кокто, Анри Матис.

Исторические метаморфозы

После 1914 года в истории Бато-Лавур наступил крутой перелом. В первые десятилетия нового века центр богемной жизни переместился с Монмартра на холм Монпарнас и большинство художников предпочло изменить место жительства. С этого времени «вилла Медичи современного искусства» на площади Эмиля Гудо больше не выделялась своими талантливыми постояльцами из сотен ряда подобных доходных домов Парижа.

Здание с незаурядной историей в 1965 году было признано ценным памятником культуры, но предпринятые меры охраны не смогли предотвратить катастрофу. В 1970 году оно было охвачено разрушительным огнём большого пожара, почти полностью уничтожившего здание.

Чудом сохранившийся выходящий на площадь старый фасад дома впоследствии стал частью нового здания, построенного из современных конструкционных материалов. Со стороны главного входа после восстановления дома в 1978 году была установлена памятная витрина с информацией об истории этого «приюта художников». После возрождения «корабля-прачечной» он снова предоставлен в распоряжение 25 молодых художников, арендующих в нём творческие мастерские.

Как добраться

Адрес: 11 Rue Ravignan, Paris 75018
Метро: Abbesses
Автобус: Durantin - Burq
Обновлено: 19.12.2017
Оставить комментарий: