Château d’Écouen
Великолепный историко-архитектурный памятник XVI в. Экуанский замок расположен к северу от Парижа в департаменте Валь-де-Уаз. Он стоит на вершине холма вблизи столичного предместья городка Экуан.
Архитектурный дизайн
Защищавшая долину крепость около Экуана известна по историческим источникам с XII в. В 1515 году её хозяином стал по наследству герцог и коннетабль Франции Анн де Монморанси. В 1538 году он решил перестроить её по подобию замка Шамбор в долине Луары.
Имя первого приглашенного герцогом архитектора достоверно неизвестно, но его дело продолжил архитектор Жан Буллан. Замку была придана форма прямоугольника с внутренним двором. Два его трехэтажных боковых крыла соединены между собой крытой галерей и одноэтажным корпусом. Шато Экуан было окружено стеной с бастионами и рвом. Это имело не столько военное значение, сколько должно было подчеркнуть могущество и влиятельность герцогской семьи.
Личные апартаменты А. де Монморанси и домовая часовня занимают южное крыло шато Экуан. В его северной части расположены покои, в которых останавливались члены королевской семьи во время посещения замка. Для освещения верхнего этажа замка были предусмотрены люкарны в мансардной крыше.
Около 1550 года во внутреннем дворе замка вдоль северного и юного крыльев были сооружены перистили. Фасады дворца украсили колонны классических орденов, гербы Генриха II, Екатерины Медичи и скульптуры Микеланджело, оригиналы которых сейчас находятся в Лувре. С внешней стороны северного корпуса были изменены размеры окон, построен треугольный фронтон, перистиль и появился рельефный декор.
Современный облик шато Экуан принял в конце XVIII в., после того, как его владельцем стал принц Конде Луи Жозеф де Бурбон. В 1787 году для улучшения вида на сад были снесены оригинальные ворота. Архитектором Мари-Жозефом Пейром в это же время было закончено новое крыло в неоклассическом стиле.
Краски интерьера
Для оформления залов и апартаментов своего дома А. де Монморанси пригласил лучших скульпторов и художников своего времени. В этих работах принимали участие Жан Гужон, Бартелеми Приер, Бернард Палисси, Жан Андруэ де Серсо. В середине XV в здание было украшено фресками, написанными художниками школы Фонтебло. В 1542-1544 годах в западной галерее были размещены панели и витражи, выполненные в технике гризайль.
Библиотеку коннетабля над замковой часовне и королевский кабинет украшают камины с росписями и барельефами с библейскими, мифологическими и историческими сюжетами. В Оружейном зале на камине изображена сцена встречи Соломона и царицы Савской, а на его дымоходе размешена композиция принесения подношений Цезарю.
На некоторых стенах залов, галерей и апартаментов замка сохранились полихромные фрески, орнаменты с геральдическими знаками, мозаичные полы из фаянсовой плитки Masséot Abaquesne, деревянные резные панели и мавританские арабески. На ребрах свода часовни можно рассмотреть гербы герцога Монморанси и его супруги Мадлен Савойской. В маленьком храме находится очень ранняя копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, написанная его учеником Марко д’Оджионо в 1506-1509 годах.
Следы первоначального декора просматриваются и в покоях короля и королевы в северном крыле замка. В королевской спальне видны монограммы Генриха II. Камин в этой комнате украшен гербом, фигурками херувимов и сюжетом из библейской истории. На её стена до сих пор висят два гобелена из цикла «Давид и Вирсавия».
В 1806 году император Наполеон Бонапарт подарил замок Экуан Ордену почетного легиона. С этого времени в его стенах разместилась школа для детей членов ордена. Во времена Реставрации шато было возвращено семье Конде.
До 1850 года замок оставался нежилым и император Луи-Наполеон принял решение вновь открыть в нём элитную школу. В 1969 году министр культуры Франции Анри Мальро предложил создать в замке музей искусства эпохи Ренессанса. Эта его идея полностью осуществилась к 1977 году.
Телефон: +33 1 39 90 85 32
Сайт: musee-renaissance.fr
Поезд RER: Gare d'Ecouen Ezanville
Время работы: 9:30-17:15