Колонны Морриса

Колонны Морриса

Colonne Morris

Колонны Морриса – такой же привычный атрибут и символ городского пейзажа Парижа, как и фонтанчики Уоллеса. Более 150 лет они исправно информируют горожан и туристов о предстоящих культурных событиях.

Начало истории

Время появление первых тумб для театральных афиш относится к первой половине XIX в. В 1839 году чтобы прекратить беспорядочное размещение театральных афиш мэр Парижа Габриэль Делассер разрешил установку на городских улицах круглых деревянных колонн в «мавританском стиле».

Первоначальная конструкция этих сооружений была улучшена в 1854 году архитектором и инженером Жаном Шарлем Альфандом. Были переработан дизайн «экранов» для размещения афиш и установлены газовые светильники. По эскизам архитектора Габриэля Давида деревянные конструкции колонн были заменены на чугунные детали.

Афишные тумбы с этого времени приобрели двойное назначение. Кроме информирования горожан о предстоящих событиях они выполняли функцию комнаты для хранения инвентаря дворника или общественного туалета. Такая особенность рекламных конструкций была предметом бурных обсуждений и критики. Это стало одним из поводов проведения творческого конкурса проектов новой конструкции рекламных колонн.

«Классика жанра»

В 1864 году министр и главный инспектор театров граф Феликс Ьачиоччи объявил о начале творческого состязания. Победителем конкурса стал владелец типографии Ришар Моррис. В своем проекте он использовал опыт немецкого инженера Эрнеста Литфаса, предложившего подобное сооружение на выставке в Берлине.

Цилиндрическая колонна высотой около 4 м опирается на шестигранное или круглое основание. Её верхняя часть выполнена в виде шестигранной маркизы, украшенной по углам маскаронами в форме львиных голов.

Завершает колонну купол с декоративным узором, имитирующим чешуйки. На вершине купола установлен небольшой шпиль сложной конфигурации. Дополнительным украшением колонн Мориса служит декоративный растительный орнамент.

Основанная Р. Моррисом компания Morris Columns Farm сохраняла монополию на установку рекламный тумб в Париже до 1986 года. За все годы со времен создания внешне они изменились совершенно незначительно. При сохранение классического силуэта они приобрели защитные стеклянные или пластиковые экраны, электрическую подсветку, а внутри некоторых из них стали устанавливать телефоны-автоматы.

Ветер перемен

В 1986 году Morris Columns Farm была приобретена компанией JCDecaux. Её владельцы нарушили монополию Парижа на колонны Морриса и организовали их поставку за пределы Франции. Сегодня аналогичные конструкции можно увидеть во многих европейских городах и даже в Сан-Франциско и Буэнос-Айресе.

В 2006 году одной из тем публичных дискуссий об историко-культурном облике Парижа стала тема сноса афишных тумб Морриса. Мэр столицы Бертран Деланоэ предложил заменить их на более современные металлические тумбы, выполненные по проекту архитектора Жана-Мишеля Вильмотта.


За короткое время в Париже было демонтировано 223 колонн Морриса и их общее количество сократилось с 773 до 550. Этот процесс вызвал активный протест со стороны защитников аутентичной городской среды и привел к отмене решения об их полной замене.

Обновлено: 21.11.2018

Оставить комментарий: