Памятник архитектуры конца XIX века церковь Сен-Жан-де-Монмартр (Eglise Saint-Jean-de-Montmartre) построен архитектором Анатолем де Бодо за несколько лет на рубеже двух столетий. Ученик смелого экспериментатора в строительстве Эжена Виоле-ле-Дюка он также стремился использовать в своём архитектурном творчестве самые передовые для своего времени материалы и технологии.
Новые формы архитектуры
Несущие конструкции здания и его впечатляющий по размерам купол выполнены из железобетона. При возведении изящных и визуально очень тонких колонн архитектор заимствовал технологию Поля Коттансена и использовал армированный полый кирпич. Этот материал применён и для облицовки стен, что послужила причиной появлении у храма второго неофициального названия ‒ церковь св. Иоанна из кирпича (Saint-Jean-des-Briques).
Фасад храма сохранил все традиционные элементы католической церкви, хотя и выполнен в соответствии с эстетическими требованиями арт-нуво. В его облике также просматриваются характерные черты, присущие высокой готике, стилям мудехар и барокко. Его украшением стала художественная керамика, созданная по эскизам Александра Биго.
Вся конструкция здания поддерживается за счёт монолитных железобетонных арок, опор и металлических элементов, применение которых стало инновационным шагом в развитии культовой архитектуры. Детали проёмов и ограждений напоминают традиционные кованные элементы интерьера храма. Особенности технологии не скрыты от глаз прихожан и любопытных посетителей, а напротив, стали очевидным художественным достоинством церкви.
Начавшееся в 1894 году строительство храма продолжалось в течение 10 лет. Её освящение и первые службы состоялись уже в новом веке, в 1904 году. Принято считать, что построенная А. де Бодо церковь Сен-Жан-де-Монмартр вдохновила его последователей, к числу которых принадлежат Огюст Перре и Ле Корбюзье, на создание архитектурных шедевров нового времени.
Декоративное убранство интерьера
Ощущение причастности внутреннего пространства церкви Сен-Жан-де-Монмартр к мистическому «горнему миру» придают замечательные витражи, выполненные Жаном Галаном по эскизам Паскаля Бланшара. Их сюжеты заимствованы из Нового завета Священного писания и отражают события библейской истории. В 1901 году братьями Дестурнье для церкви был подготовлен большой витраж с распятием Христа, под которым расположены изображения четырёх евангелистов.
У алтаря храма размещены две большие картины кисти Альфреда Плозо на которых изображены Тайная вечеря в Гефсиманском саду и первое чудо Иисуса Христа, совершенное им в Кане Галилейской. Около главного портала закреплены два бронзовых барельефа с фигурами молящихся ангелов. В центре художественной композиции размещено скульптурное изображение Иоанна Богослова с орлом.
Справа от входа в храм установлена выполненная скульптором Пьером Роше статуя аббата Алекса Сабо, одного из заказчиков церкви и её первого священника. Его активная поддержка смелых идей А. де Бодо помогла архитектору в полной мере воплотить в жизнь его творческий замысел. Городские власти дважды приостанавливали строительство храма, опасаясь его обрушения, но каждый раз по результатам проведенных по настоянию аббата дополнительных испытаний оно возобновлялось.
Великолепные акустические особенности здания наши современники могут оценить во время службы благодаря установленному здесь большому органу, Первоначально он был построен Аристидом Кавайе-Колем в 1852 году для школы Сакре-Кер Феррандье в Лионе. В Париж он был доставлен для установки в новом храме лишь в 1910 году. Этот инструмент оснащен двумя клавиатурами для рук с 56 клавишами и педальной панелью. Проведённая в 2009-2010 годах его реконструкция позволила полностью восстановить его утраченное звучание.
Телефон: +33 1 46 06 43 96
Сайт: www.saintjeandemontmartre.com
Метро: Abbesses
Автобус: Abbesses
Время работы: 10:30-19:00