Ла Рюш или Улей (La Ruche) – знаменитая парижская резиденция художников. С 1902 года ее начали возводить в районе Монпарнас как фаланстер, здание, где будут вместе жить и трудиться люди искусства, испытывающие трудности. Это скромное общежитие стало символом истории искусства XX века. В его стенах, где нашли приют талантливые художники со всего мира, родился феномен «Парижская школа».
Из истории фаланстера
Идея соорудить жилой комплекс для бедных художников принадлежит известному меценату Альфреду Буше. Он был скульптором, поэтому ему были знакомы сложности творческих людей на тернистом пути к признанию. Началом уникального проекта стало выгодное приобретение земли на юго-восточной окраине города. Позже, на распродаже после проведения Всемирной выставки бордосских вин, он купил павильон-ротонду. Конструкция была создана по проекту знаменитого Гюстава Эйфеля. Ее демонтировали и вновь возвели в Париже, как дом для нуждающихся художников и скульпторов. Около 140 ателье-студий сдавал Буше за символическую плату. Условия для жильцов были далеки от идеальных, но месячная арендная плата не превышала стоимость двух недорогих обедов и никого не выселяли за неуплату.
Во время Второй мировой войны Ла Рюш пришел в запустение, а позже был определен под снос. Благодаря вмешательству известных личностей, таких как Жана-Поля Сартра, Жана Ренуара, его удалось отстоять, сохранив первоначальное назначение комплекса.
Необычный дом
Первое название фаланстера – «Вилла Медичи», но второе имя, Ла Рюш, подходит ему больше. Он похож на улей, как внешним видом, так и внутренним устройством. Это уникальное здание в виде шестнадцатигранной ротонды, где каждая ее сторона имеет большое окно, дающее много света, так необходимого для работы мастера. Вместе эти окна смотрятся как пчелиные соты. Все комнаты имеют одинаковую планировку, они своеобразно расположены, что, в совокупности напоминает строение улья. Некоторые фрагменты этого здания запечатлены на полотнах его обитателей.
Уникальные жители
Сходство с ульем станет еще более заметным, если учитывать насыщенную жизнь, плодотворную работу, количество жильцов этого необычного общежития. Оно тогда стало домом для Леже, Модильяни, Цадкина, Архипенко, Нюренберга, Кремень, Штеренберга, Шагала, Сутина, Костецкого и многих других известных людей искусства.
Иногда, по вечерам они собирались в импровизированной столовой, которую организовала в своей квартиры русская художница Мария Васильева, которая жила неподалеку. Она за символическую плату в 60 сантимов предлагала голодным соседям бульон, хлеб, чай, немного мяса.
Одни постояльцы кутили, собирали шумные компании, другие вели уединенный, аскетический образ жизни. Большинство из них были эмигранты, некоторые спасались от гонений и репрессий, но всех их объединял дух творческой свободы. Это было сообщество нестандартно мыслящих людей, многие из которых стремились развивать уникальные подходы к живописи или скульптуре, переплетая в произведениях свое восприятие жизни, вековое культурное наследие и последние достижения современного искусства. Альфред Буше хотел быть ближе к ним, для чего построил рядом с ульем небольшой коттедж, где прожил остаток жизни.
Сейчас работы некоторых жильцов коммуны считаются шедеврами, стоят миллионы и выставляются в лучших музеях мира.
Современный Ла Рюш
Сегодня знаменитый улей продолжает служить искусству. Здесь, как и раньше комнаты снимают скульпторы и художники. Кандидатов на проживание отбирает специальная комиссия. Цены за аренду очень высокие, но студии освобождаются редко. Внутри дома побывать достаточно сложно, но полюбоваться им снаружи, почувствовать атмосферу, в которой творили великие художники, вполне возможно.
Сайт: laruche-artistes.fr
Метро: Convention
Трамвай: Georges Brassens
Автобус: Morillons - Dantzig
Время работы: 12:30-19:00