L’église du Saint-Esprit
Парижская католическая церковь Святого Духа -один из неоднозначных памятников архитектуры столицы. Его устремлённый в высь узкий фасад теперь порою сравнивают с вышкой сотовой связи, а угрюмые бетонные стены внутри с интерьером немецкой секретной базы подводных лодок. Но первое впечатление обманчиво — в этих мрачных стенах сосредоточено немало ярких произведений сакрального искусства начала XX века.
Вехи истории
Инициатором строительства церкви на авеню Дамеснил в начале XX в. был кардинал Жан Вердье. За составлением проекта храма он обратился к архитектору Полю Турно, сотрудничавшего с художниками французской ассоциацией сакрального искусства L’église du Saint-Esprit.
Архитектор в своем творении использовал передовые для своего времени строительные технологии и материалы, но предпочел спроектировать новый храм на основе классического зодчества. Прообразом неовизантийской церкви Святого Духа стал знаменитый собор Св. Софии в Стамбуле.
Строительство церкви началось в 1928 году, а на следующий год в ней уже состоялись первые службы. Полностью храм был закончен спустя 7 лет в 1935 году. Его впечатляющие размерами стены сложены из железобетонных конструкций и облицованы красным кирпичом. Неф квадратной в плане церкви венчает большой купол, диаметр которого равен 33 м. Высшая точка церкви расположена на высоте 22 м. Её крышу и фасад украшает несколько декоративных статуй святых, созданных скульптором Карло Каррабезолем.
Краски интерьера
В создании декора храма приняли участие несколько выдающихся художников и мастеров первой половины XX в,, поэтому в 1979 году он был официально признан ценным памятником истории и культуры. Сведы церкви Святого Духа украшены фресками кисти Элизабет Фор, Мориса Дени, Марты Фландрин, Элизабет Чаплин, Анери Шапье и многих других талантливых живописцев. Все фрески храма объединены общей идеей — иллюстрацией деяний Святого Духа в истории человечества.
Живопись в храме разделена на два больших тематических цикла. Первый из них составляют произведения по истории Воинствующей Церкви, а второй включает фрески об истории Победоносной Церкви. Одно их самых удивительных и прекрасных произведений в храме — работа Жака Мартина «Смерть св. Иосифа».
Огромное внимание привлекает и фреска «Пятидесятница» Мориса Дени, состоящая из 3 ярусов. На самом верхнем изображены встреча Девы марии со святым Духом в окружении апостолов, далее идут святые отцы Восточного и Западного христианства, а в самом низу изображен ряд церковных таинств.
При всём богатстве художественной росписи большая часть поверхности стен внутри храма остаётся без малейшей декоративной отделки. Возникшая со временем на поверхности бетона патина свои цветом напоминает о первых катакомбных христианских церквях, вырубленных в толще скал. Такое сочетание шероховатых бетонных стен с полихромной росписью производит очень запоминающееся впечатление. По замыслу архитектора для сохранения гармонии оформления интерьеров всем фрескам придан одинаковый размер, а в качестве фона для живописи выбран красный цвет.
По левой стороне нефа размещено несколько высоких барельефов, выполненные скульптором Ноэлем Фюрштайном. Сюжетами для них стали церковные праздники сентября, октября и ноября. Рядом с ним размещен ещё один барельеф «Праздники апреля», созданный Люсьеном Жибером.
Высокой художественной ценностью обладают и кованные элементы декора, выполненные художником-декоратором Раймоном Субесом. Не уступают им по выразительности витражи на окнах церкви Святого Духа и многочисленные мозаики. Эскизы для них были написаны Полем Лузье, Луи Бариле, Жаном Годеном и Марселем Имбсом.
Хоры и апсида церкви украшены циборием с символизирующим Воскресение восьмиугольным куполом. Рядом с ним размещены скульптура Богородицы Фердинанда Парлана и тринитарный крест Жана Дунадо. В храме также установлен бюст кардинала Ж. Вердье, умершего через год после начала строительства. На стене над ним высечена памятная надпись «Кардиналу ста церквей — жители Парижа».
Сайт: st-esprit.org
Метро: Daumesnil
Автобус: Sidi Brahim, Daumesnil - Félix Eboue,