Montmartre
Монмартр или «Гора мучеников» — это холм, который расположен на севере Парижа. Его высота составляет 130 метров. В 1860 году этот район стал частью столицы Франции, дав название восемнадцатому муниципальному округу.
Достопримечательности Монмартра
Холм Монмартр может похвастаться немалым количеством достопримечательностей. Здесь находятся музеи, храмы, известные бульвары и площади.
Именно поэтому каждый уважающий себя турист стремится попасть в эту часть Парижа.
Дом Пикассо | Музей-магазин Дали | Бульвар де фий дю Кальвер
Площадь дю Тертр| Сен-Пьер | Сакре-Кёр | Музей старого Монмартра
Кабаре де Асасен | Мулен де ла Галетт | Кладбище Монмартр
Мулен Руж | Бульвар Клиши | Площадь Пигаль
Дом Пикассо — Bateau-Lavoir
Бато-Лавуар, «корабль-прачечная», «дом-ковчег», общежитие, дом Пикассо – так называют это здание богемного Монмартра. Здесь жили самые бедные, совсем неизвестные поэты и художники: Пабло Пикассо и Амадео Модильяни, Макс Жакоб, Жорж Брак и Андре Сальмон. Частыми завсегдатаями Бато-Лавуара были Гийом Аполлинер, Гертруда Стайн, Сальвадор Дали, Анри Матисс, Жан Кокто. В 1907 году, именно в этом доме, где Пикассо прожил около пяти лет, была нарисована картина «Авиньонские девицы», ознаменовавшая рождение нового художественного направления – кубизм.
Бато-Лавуар в переводе с французского означает «корабль-прачечная». Это название дом получил потому, что своим архитектурным строением напоминал плавучую биржу для стирки белья. Здание расположено на площади Эмиля-Гуда (в прошлом — Равиньян).
До 1890 г. дом использовался в качестве фабрики для изготовления фортепиано. Затем его переделали под арендное жилье, которое сдавали постояльцам. Строение стояло на склоне холма, поэтому с фасада оно было одноэтажным с тремя окнами и дверью, а с противоположной стороны – трехэтажным, достигающим пятнадцатиметровой высоты. На крыше размещались стеклянные сооружения, похожие на небольшие теплицы.
В 1970 году старое здание на ул. Равиньян подверглось пожару. В то время (в 1965 г.) оно уже было объявлено историческим памятником. Дом Пикассо пришлось заново отстраивать. Сейчас в фасадной части «корабля-прачечной» сооружена витрина с фотографиями известных мастеров изобразительного искусства, а внутри находятся мастерские современных художников.
Музей-магазин Дали — Boutique du musée Dali
Среди великих людей, которые преобразовали Монмартр в самый богемный островок Франции, находится имя Сальвадора Дали, одного из наследников сюрреализма в живописи. Он часто посещал Париж, вращался в творческой среде, был знаком со многими начинающими литераторами, художниками, поэтами. На Марсовой Горе испанский эксцентрик прожил, в общей сложности, около десяти лет. В 1991 году, после смерти мастера, на Монмартре открылся музей, посвященный его творчеству.
Находится музей Дали недалеко от площадей Тертр и Пигаль, в самом центре Холма. Территория выставочных залов занимает два этажа и охватывает тысячу квадратных метров. Среди экспонатов — 330 произведений искусств великого творца. В парижском музее представлены скульптуры и гравюры художника, выполненные в стиле сюрреализма, многие зарисовки к его любимым книгам.
Экскурсии в музее проходят на фоне музыкальной фантасмагории и звучанием воспроизведенного голоса самого Сальвадора Дали. Для самостоятельного ознакомления посетителей с экспонатами, музей использует аудиогид. Здесь можно увидеть гравюры с оригинальной подписью автора и иллюстрации к книгам «Гаргантюа», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта». Среди представленных скульптур имеются: «Видение ангела», «Сюрреализм фортепиано», «Космическая Венера», «Женщина в огне», «Пространственный слон», «Профиль времени». В тематических показах можно видеть: «Драгоценная Гала», «Дали и мода», «Игры оптики».
Бульвар де фий дю Кальвер — Boulevard des Filles du Calvaire
Этот старинный бульвар в переводе на русский язык называется бульвар «Дев Голгофы». До XIX века он был деревенской парижской окраиной. В наши дни располагается между бульварами Тампль и Бомарше. Он был проложен на месте разрушенных по приказу Людовика XIV крепостных укреплений на окраине Парижа в 1670 году.
Вместо них возникла аллея, усаженная деревьями для прогулок. Парижане любили называть их «boules vertes». Французское слово «Boulevert» («бульверт») — с фр. означает «зеленые шары», которое позже сменилось на выражение «бульвар».
Улица была названа в честь стоящего здесь монастыря, основанного в 1633 году отцом Йосифом и племянницей Ришелье княгиней d’Aiguillon. Сооружение стояло на месте особняка Стивена Барбета, мастера Монетного двора при Филиппе Красивом.
Монастырь просуществовал до 1790 года и во время французской революции был снесен. Все художественные ценности его нашли место в общественных музеях. Сохранилась только часовня, которая в 1807 году также была снесена. Росписи для монастыря были выполнены художником классиком Филиппом де Шампенем.
Улица расположена на правом берегу реки Сены. Бывшая аллея, которая вначале была парижским предместьем, сейчас относится к линии так называемых Больших Бульваров столицы Франции.
Перемещаясь от площади Бастилии, на нее можно попасть через бульвар Бомарше. А чтобы выйти к площади Республики, необходимо пересечь бульвар Тампль.
Площадь дю Тертр — Place du Tertre
Совсем рядом с величественной Сакре-Кер находится интересная достопримечательность Парижа – площадь Тертр. Она расположена буквально в центре холма и, наверное, поэтому ее величают сердцем Монмартра. Другое ее название – «площадь художников». Здесь жили Пабло Пикассо и французский пейзажист Морис Утрилло.
В этом месте, центре современного искусства собирался весь цвет художественной элиты того времени. А вот в средние века, согласно преданию, площадь была местом казни преступников. И лишь в XIX веке ее стали заселять уличные художники, которые начали продавать на площади свои творения.
Сейчас, в небольшом парке главной площади Монмартра по-прежнему собираются люди искусства. Многочисленные художники и карикатуристы с завидным постоянством выставляют на обозрение и продажу свои лучшие работы, пишут новые, и выполняют портреты с натуры. Нередко можно увидеть репродукции хорошо известных афиш Анри Тулуз-Лотека, выполненных в виде постеров или открыток.
Архитектурные сооружения площади относятся XVIII-XIX векам. Первые их этажи приспособлены под многочисленные булочные, рестораны, небольшие картинные галереи, кафе, которые здесь называются «бистро». По одной из легенд, история этого слова начинается с 1814 года, когда воинственные русские казаки впервые использовали его при посещении одного кабачка, подгоняя персонал заведения обслуживать их «быстро». Это произошло, если верить преданию, в одном из старых ресторанов площади – «Матушка Катрин», на котором висит памятная табличка, упоминающая это событие.
Сен-Пьер — Saint Pierre
Собор Сен-Пьер на Монмартре (церковь Святого Петра) считается одной из самых древних строений в Париже. Когда-то на ее месте было крупное бенедиктинское аббатство, построенное Людовиком VI и его женой в 1133 году. Первой аббатисой монастыря стала королева. Через год она умерла, и ее похоронили здесь же, за алтарем. На Пасху, в далеком 1147 году папа Евгений III провел обряд освещения церкви.
Дальнейшая судьба монастыря оказалась незавидной. В 1590 году Монмартрский холм занял Генрих VI, и всем монахиням пришлось оттуда уйти. А в 1790 году якобинцы уничтожили аббатство. Во времена Французской революции это строение было разграблено и осквернено. Тем не менее, готический шпиль собора по-прежнему красуется, и виден в любом районе города.
В архитектуре здания Святого Петра явно прослеживаются черты византийской культуры. Форма всего строения выполнена в виде греческого креста, а восьмигранную пирамиду в центре окружают четыре купола. В качестве материала зодчий использовал железобетон, он отказался от его отделки: грубая поверхность послужила контрастом для множества скульптур, фресок и витражей.
Интерьер Сен-Пьер поражает присутствующих обилием огромных фресок, на которых изображены символы духовных ценностей Церкви. В окнах сверкают яркие витражи. На алтаре изображен Христос, призывающий своих учеников нести народу Благую Весть.
Кафедральный собор Святого Петра занесен в список исторических памятников страны. Сейчас в помещении церкви расположился музей, в котором находится коллекция раритетных культовых предметов поклонения.
Сакре-Кёр — Sacré Coeur
Сакре-Кёр («святое сердце Христово»)– одна из самых красивых и удивительнейших церквей Франции. Ее величественные огромные купола, подобные белоснежной скале, возвышаются на вершине известного Монмартрского холма и видны в любых точках Парижа. «Белый Собор», как еще называют церковь, наравне с Эйфелевой башней по праву считается достойным символом прекрасной Франции.
Базилика сооружена на вершине холма (130 м). Возведение «Святого Сердца» началось в 1875 году, но было приостановлено по причине нестабильности почвы. В средневековье здесь располагались каменоломни, которые ослабили грунт. Потребовалось много усилий, чтобы укрепить основание под будущим сооружением: вырыты 83 шахты на глубине 33-х метров. Сам собор построен из редчайшего известняка, который обладает способностью светлеть при попадании на него воды.
Достоинства архитектуры здания знатоками оспариваются уже много лет. Пропорции его куполов, которые вначале задумывались сферической формы, сознательно были вытянуты вверх, для того чтобы снизу не казались плоскими. По этой причине колокольня приобрела не южно-французский стиль, а византийский. Главный фасад собора украшают пять барельефов евангельской тематики, статуи Иисуса, Жанны д’Арк и Людовика IX. В интерьере базилика особо впечатляет монументальная мозаика.
Сакре-Кёр – самое любимое место туристов на горе Манмартр, потому что с обзорной площадки основания собора можно любоваться красивой панорамой Парижа. Здесь всегда много туристов, выступают уличные жонглеры и артисты.
Музей старого Монмартра — Musee du Vieux Montmartre
Музей Монмартра посвящен старой истории одноименного квартала Парижа. Расположен он на улице Корто в старинном особняке XVII века, в котором в свое время размещали мастерские Утрилло, Дюфи, Пульбо. Музей был открыт в 1960 году благодаря помощи общества художников «Старый Монмартр».
Экспозиция «Старого Монмартра» посвящена четырем направлениям: истории района, богеме, праздникам Монмартра, Парижской коммуне. Первая тема хорошо представлена макетом старой деревни скульптора Жоржа Фольмера, где показан быт рабочих, добывавших известняк и жизнь крестьян. Парижской коммуне посвящен ряд документов, плакатов, которые рассказывают об истории ее возникновения и подавления.
Из картин в помещении хранятся работы Ренуара, Камиля Писсарро, на которых запечатлены виды и пейзажи Монмартра, с их внутренним настроением и необычайной красотой. Знаменитое полотно художника Ренуара «Бал в Мулен да ла Галетт» находится в этом в музее. Заслуживает внимания картина «Бульвар Монмартр» Камиля Писсарро. В ней живописец талантливо передал настроение природы родных мест.
Афиши известных кабаре, таких как: «Проворный кролик», Мулен Руж», «Черный кот», выполненные Ж. Шере и А. Тулуз-Лотреком знакомят гостей выставки с праздничным Монмартром.
Раздел «Богема» представлен фотографиями и полотнами известных художников, творивших на холме Монмарт в разное время.
Кабаре де Асасен — Cabaret des Assassins
Au Lapin Agile – в прошлом деревенская таверна на Монмартре. Появилась она в 1860 году и сразу получила название «Встреча воров», а позднее – «Кабаре убийц», по фр. Cabaret des Assassins. На стенах помещения были изображены портреты серийных убийц. Это и повлияло на выбор его названия. В 1880 году хозяином заведения была заказана новая вывеска, копия которой по сей день находится на фасаде здания. На ней Андре Жилю изобразил кролика («Лапин»), который живо выпрыгивает из кастрюли повара. После этого кабаре переименовали, и он стал называться «Проворный кролик» (фр. Le Lapin Agile).
Начиная с XIX века, здесь собираются композиторы, стихотворцы, художники. Гораздо позже «Кабаре убийц» стал известен как местный дом творчества, где встречались за чашечкой кофе художники парижской школы, поэты и писатели, проживавшие в соседнем «Бато-Лауаре». Хозяин кабаре неплохо относился к молодым и бедным постояльцам общежития, иногда давал обеды авансом или кормил бесплатным супом.
Частыми посетителями таверны-кабаре были Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Поль Верлен; художники и графики Пабло Пикассо, Огюст Ренуар, Амедео Модильяни, Морис Утрилло.
В настоящее время кабаре «Лапен Ажиль» представляет собой большей частью исторический памятник. Однако его до сих пор любят посещать большое количество туристов. В бывшей таверне показывают юмористические и концертные программы, в непринужденной обстановке звучат стихи, проза и песни.
Мулен де ла Галетт — Moulin de la Galette
Перемещаясь по городу, с ней можно встретиться в верхней части квартала Монмартр, «Горы Мучеников». Мулен де ла Галетт» – это утратившая свою основную функцию ветряная мельница и ставшая просто символом Франции. Она построена в 1622 году. Начиная с 1939 года, эта раритетное сооружение находится под защитой государства как памятник архитектуры. Рядом с ней возвышается еще одна – мельница Раде. Оба сооружения давно уже не рабочие, но в свое время очень часто являлись источником вдохновения для импрессионистов и важным элементом художественного пейзажа.
Всего ветряных мельниц на Монмартре было около тридцати, они придавали особый шарм живописным окрестностям холма. Когда ветряная машина перестала приносить доход, ее хозяин, «папаша Дебре», приспособил к ней навес и переделал под ресторан. Танцевальный зал находился в деревянном сарае. В теплую погоду гости выходили танцевать во двор, где хозяин расставлял столы и лавки. Заведение тогда получило название «Галетная мельница».
По вечерам и выходным дням сюда стекались потанцевать молодые художники, актрисы, литераторы и все веселые люди с Монмартра. Здесь можно было увидеть и юного Пабло Пикассо, Ван Гога, Жоржа Мишеля, Ренуара, Коро, Теодора Руссо. У многих из них на картинах изображалась популярная мельница. Ее писали на своих полотнах Пабло Пикассо, Ренуар, Рамон Касае. Нидерландский художник Ван Гог запечатлел ее в своей одноименной картине.
Кладбище Монмартр — Cimetière de Montmartre
Чтобы попасть на кладбище Монмартр, расположенное в северной части Парижа, нужно выйти на небольшую улочку Рашель. Отсюда недалеко до его главного входа, где у смотрителя можно приобрести план захоронений. Кладбище Монмартр — старинный памятник архитектуры, музей под открытым небом, поэтому здесь никогда не бывает мало народа.
Официально оно начало функционировать в 1825, хотя раньше эта земля использовалась для захоронений людей в братских могилах. Размещается кладбище на территории карьера по добыче гипса и насчитывает свыше 20 000 могил.
Во Франции кладбище Монмартр получило еще одно название – «артистический некрополь», здесь нашли последний приют А.Дюма-сын, писатель Стендаль (Анри Бейль) – автор «Пармской обители», певица П. Виардо – муза Тургенева. Здесь же похоронены французский композитор Жак Оффенбах, художники Эдгар Дега и Франциск Пульбо, певица Далида, русский танцор Вацлав Нижинский.
На кладбище находится ксенотаф (так называется пустая могила) известного писателя Э. Золя. Его тело было перенесено в свое время в Пантеон. Последнее пристанище в этом месте получила известная танцовщица «Мулен Руж» — Гулю, основоположница танца Канкан. Ее могила была перенесена на кладбище Монмартр по указанию президента Франции Ж. Ширака. Здесь также похоронена мадам Дюплесси, возлюбленная А. Дюма, которая стала прообразом известной героини книги «Дама с камелиями». Рядом с ней – могила французского актера Жан-Клода Бриали.
Кладбище Монмартр и в наше время является действующим, где ежегодно появляются около 500 новых могил.
Мулен Руж — Moulin Rouge
Почти 120 лет Мулен Руж, популярное во Франции старинное кабаре, привлекает к себе приезжих гостей со всех концов земли. При переводе его название звучит как: «Красная мельница». Как и в начале, место его расположения – популярный среди туристов бульвар Клиши.
История возникновения кабаре начинается с конца XIX столетия. В октябре 1889 года завершалось строительство легендарной Эйфелевой башни, и предприниматель Ж. Оллер к этой дате приурочил открытие только что построенного кабаре «Мулен Руж». Свое название оно получило от находящейся здесь мельницы с красными крыльями, которые стали одним из немногих символом столицы.
В «Мулен Руж» любили назначать встречи — как аристократы, так и люди искусства. Сюда нередко захаживали Оскар Уайльд, Пикассо, принц Уэльский. «Гвоздем» программы всегда был танец канкан. А в 1893 году молодая танцовщица впервые исполнила перед зрителями свою художественную программу, полностью раздевшись на сцене. Так было положено начало стриптизу. В послевоенные годы здесь выступал знаменитый Шарль Азнавур.
Сегодня кабаре вмещает чуть меньше 900 посетителей. Как и раньше, сюда приходят полюбоваться популярным канканом. Теперь этот шедевр приобрел статус визитной карточки Парижа. Большой любовью пользуется ревю «Феерия», где участвуют лучшие танцоры, задействованы роскошные декорации и почти 1000 костюмов. Танцевальная программа сопровождается живым исполнением песен самими актрисами.
Спрос на это кабаре огромный, шоу пользуется популярностью, поэтому сотни желающих попасть туда заказывают билеты предварительно.
Бульвар Клиши — Boulevard de Clichy
Клиши – один из самых старых бульваров Парижа, который, к тому же, является центром различных увеселительных заведений. Он прославился обилием элитных баров, шекс-шопов, стриптиз-клубов. Самое излюбленное место отдыха – «Мулен Руж», знаменитое историческое кабаре.
Многим известный бульвар запомнился в истории как место, где в 1814 году столкнулись в битве французская и российская армии. Подступы к Монмартру тогда защищал маршал Монсо. Памятник в его честь до сих пор стоит на площади. Популярность Клиши получила благодаря знаменитостям, которые здесь жили: Пикассо, Ван Гог, Тулуз-Лотрек. Художник Ван Гог часто рисовал ее в своих картинах, ведь сам он был родом из этих мест. Его часто можно было встретить с друзьями за чашечкой кофе в соседнем кафе под названием «Тамбурин».
Наиболее пикантная особенность Клиши – это музей эротики. Открыт он был в 1997 году антикваром Аланом Плюми и учителем Джо-Калифом. Их коллекции до сих пор экспонируются в залах музея. На нижнем этаже можно ознакомиться с экспозицией, рассказывающей о европейских борделях прошлых столетий. На втором этаже – эротические новинки последних лет.
Еще одна знаменитость бульвара Клиши – это магазин «Сексодром». Его название красноречиво говорит само за себя. Для любителей подобной тематики приготовлен самый изысканный ассортимент, рожденный безграничной человеческой фантазией.
Площадь Пигаль — Place Pigalle
Одна из самых интересных достопримечательностей Парижа – площадь Пигаль, а также окружающий ее «Район красных фонарей». Расположены они у подножия Монмартра. Площадь наименована в честь французского ваятеля Ж. Б. Пигаля. Получила она еще одно название – «Свиная Аллея», из-за того, что во время войны 1939 года солдаты часто приходили на площадь в поисках приключений, тем наложив на нее негативный отпечаток.
История района Пигаль начинается с 1889 года. Тогда здесь был открыт и принимал посетителей кабачок «Мулен Руж». В свое время большой известностью пользовался театр ужасов, который назывался «Гран-Гиньоль». Сейчас он закрыт, но в пик популярности собирал целые залы зрителей.
Также в Пигале когда-то находилась студия мастера рекламного плаката и графики Тулуза-Лотрека. Он был частым посетителем «Мулен Ружа», любил рисовать женщин легкого поведения и жизнь этого кабаре. К нему нередко приходили художники Ван Гог, Морис Ньюмонт и Пикассо, проживавшие в этом квартале.
Большую известность район Пигаль приобрел после открытия первого во Франции музея эротики в 1997 году. Прославился он среди любителей острых ощущений большим количеством эротических артефактов, среди которых современные работы художников и скульпторов, рисунки, документы, архивные фото на эту тематику.
Сейчас в районе площади располагается целая сеть элитных кафе, ресторанов, кабаре, казино, секс-шопов. В южной ее части магазины музыкальной аппаратуры соседствуют с ночными стриптиз-барами, и многочисленными борделями.
История холма Монмартр
У этого района Парижа очень богатая история. Первые упоминания о холме начинаются с эпохи неолита. Позже, когда эта местность была под владением римской империи, тут располагалось святилище Меркурия. Отсюда, по одной из версий и произошло название гора Меркурия. Другая версия, по которой своё название холм получил после кровавого события 272 году. Здесь был казнён Дионисий, первый епископ Парижа. В его честь холм получил название Гора Святого Мученика. По легенде, после того, как ему отрубили голову, Дионисий поднялся, взял её в руки, обмыл в источнике и, пройдя довольно длительный путь, упал замертво. На том самом месте теперь стоит церковь Сен-Дени.
Благодаря этим событиям холм стал местом паломничества множества христиан. В XII столетии на холме был возведён бенедиктинский монастырь. В наше дни от него сохранилась лишь одна церковь. Остальные сооружения были уничтожены в ходе французской революции. В XVI веке на Монмартре были построены гипсомольные мельницы (эта местность богата месторождениями гипса). Поля засадили виноградниками. В это же время здесь был основан иезуитский орден Игнатием Лойолой.
Самым узнаваемым символом Монмартра является базилика Сакре-Кёр (Сокровенного Сердца). Строительство храма началось в 1875 году, а открытие состоялось в 1919. Этот храм был возведён в память погибшим во франко-прусской войне и строился на средства граждан Франции. Ему было присвоено звание базилика, это означает, что сюда могут приходить христиане для паломничества.
Монмартр вошёл в состав Парижа лишь в 1860 году и получил название 18 муниципальный округ. До этого события район был сельской местностью со своими церквями, мельницами и виноградниками.
Начиная с XIX столетия, Монмартр обретает новую жизнь и стаёт излюбленным местом творческих людей. Здесь проживали и творили Пикассо, Ренуар, Ван Гог, Дега и многие другие. В конце 18 века, на фабрике фортепиано было основано общежитие для художников под названием Бато-Лавуар.
В 1885 году, на Монмартре, построили мельницу. Ни кто не мог тогда подумать, что она станет одной из самых известных мельниц в Париже. В 1900 году её помещения были переделаны в залы для танцев. Так начало своё существование кабаре Мулен Руж.
Метро: Abbesses