Парижские мосты довольно «молодые» архитектурные сооружения. Возраст большинства из них – чуть больше 100 лет, а то и меньше. Но вот три из них могут похвастаться своими «сединами»: Новый мост, мост Мари и мост Руаяль, или Королевский (Pont Royal)
Предшественник моста Руаяль
В XVI веке на левом берегу Сены по велению королевы Екатерины Медичи началось строительство дворца Тюильри. Камень к нему подвозили с правого берега, что потребовало переправы. Но планы строительства нового моста в этом месте долгое время оставались на бумаге, а камень перевозили по понтонным настилам. Так длилось 80 лет, пока в 1632 году Людовик XIII не повелел построить мост. Деревянный мост из 15 арок построили быстро и выкрасили суриком, придав сооружению красный цвет. Благодаря этому цвету мост в народе назвали Красным, хотя официально ему дали имя Святой Анны в честь супруги короля Анны Австрийской.
Новый мост имел несчастливую судьбу. В 1649 и 1651 году его пришлось капитально ремонтировать, в 1654 – восстанавливать после пожара, в 1656 – после затопления во время наводнения. Наконец, наводнение 1684 года унесло «в Сен-Клу» шесть арок моста. И тогда король Людовик XIV принял эпохальное решение – построить мост в камне, выделив деньги на строительство из своего кармана. Спонсорство Короля-Солнца и дало название новому, каменному, мосту – Руаяль, или Королевский.
Мост Короля-Солнце
В 1685 году инженер Жюль Ардуэн-Мансар составил проект моста и смету будущих работ. При строительстве моста он использовал несколько новаторских решений: земснаряды для углубления дна под опоры, кессоны для фундамента, добавил базальт в раствор. Строительство обошлось королю в 765 тысяч ливров, но на мосту никогда не взимали плату за проход или проезд. Работы были закончены в 1689 году.
Мост соединил павильон Флоры у сада Тюильри на левом берегу и улицу Бак – на правом. Мост длиной 110 метров и шириной – 7 состоит из пяти арок в виде корзин. Опоры защищены от ледохода острыми фартуками-клиньями. На нем, как и на мосту Турнель, гидрографы отмечают уровень Сены во время наводнений.
В XVIII веке мост Руаяль был излюбленным местом для праздничных гуляний парижан. В 1791 году по нему провезли прах Вольтера к месту последнего упокоения. На нем генерал Бонапарт защищал пушками Комитет общественного спасения Франции, заседавший в Тюильри, от роялистов.
И название ему тоже меняли. В 1792 году – на Национальный, а в 1804 – на Тюильри. Но в 1814 году Людовик XVIII вернул мосту прежнее название. В 1852 году на мосту провели капитальный ремонт, а в 1939 – занесли его в реестр памятников архитектуры.
Мост Руаяль – величественное сооружение, которое помнит и Короля-Солнце, и Великую Французскую революцию, и многие другие события бурной истории Франции.
Поезд RER: Gare du Musée d'Orsay