Statue Honoré de Balzac
Бронзовая статуя классика французской и мировой литературы Оноре де Бальзаку на перекрёстке Вавин четыре десятка лет была предметом острых дискуссий, прежде чем обрела достойное место в центре Парижа.
В поисках истины
В 1890 году Общество литераторов (Société des Gens de Lettres) решило увековечить память выдающегося писателя. Его руководство первоначально обратилось с предложением о создании памятника к скульптору Анри Шалу, однако он не успел закончить модель до своей смерти в 1891 году. Его работу продолжил Марк де Вассело, но созданный им бюст не удовлетворял требованиям заказчика.
В 1891 году глава Общества литераторов Эмиль Золя предложил создать памятник Оноре де Бальзаку Огюсту Родену. Скульптор принял предложение, но прежде чем приступить к работе посвятил много дней изучению характера Бальзака. Отказавшись от явного портретного сходства он предпочел сосредоточиться на эмоциях и внутреннем мире писателя.
В поисках необходимого материала О. Роден посетил город Тур, где повстречался со знакомыми Бальзака, перечитал его художественные произведения, дневники, письма и мемуары современников. Приглашая похожие на писателя модели для позирования скульптор сначала создал статую обнаженной и лишь затем облачил его в одежду. Он даже заказал у личного портного О. Бальзака точно такой же плащ, чтобы достовернее изобразить его образ в гипсовой модели.
В 1898 году О. Роден представил своё произведение общественности на выставке в Салоне изящных искусств. Реакция Общества литераторов на его работу оказалась крайне отрицательной. В парижских газетах статую сравнивали с мешком угля, тюленем, снеговиком и публиковали оскорбительные для автора карикатуры. Предложенный Роденом проект памятника был назван самой неудачной работой скульптора и категорически отвергнут.
После скандала в прессе скульптура несколько десятилетий находилась на территории виллы О. Родена в Медоне. В Париже на перекрёстке бульваров Распай и Монпарнас бронзовая фигура была установлена лишь 1 июня 1939 года.
Воплощённый замысел
Огюст Роден изобразил писателя стоящим в полный рост и плотно закутавшимся в просторное облачение, символизирующее тяжелый труд писателя-философа. Главное в созданном им образе не идеальное внешнее сходство, а выражение лица и взгляд, отражающие его внутренний настрой. Скульптор в своем произведении стремился передать дух великого человека, его и жизненную силу.
Трехметровая фигура выглядит как устремлённый в верх монолит и является наглядной метафорой творческой энергии и гениальности писателя. По словам сына писателя Альфонса Доде, Леона, «Бальзак» Огюста Родена «…освобождается от своего литературного плена, от своих сентиментальных и семейных разочарований, чтобы окончательно погрузиться в свою мечту. Это человек, объятый галлюцинациями, почти агонизирующий, смотрящий бессмертию прямо в глаза».
Метро: Vavin, Notre-Dame des Champs
Автобус: Vavin