Notre-Dame de Paris
Место «невероятной силы» — именно так называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. Нотр-Дам ежегодно посещает ежегодно более 14 миллионов туристов.
Пожар в Нотр-Дам де Пари
Трагедия всей Франции. В результате пожара 2019 года обрушились шпиль, часы и крыша здания. Пожарным удалось спасти обе колокольни собора, пламя не затронуло и главные святыни: терновый венец, тунику святого Людовика; спасены несколько картин. Очагом воспламенения по мнению пожарных стали строительные леса, возведенные на чердаке собора. Напомним, что реставрационные работы начались весной этого года, планировалось завершить работы к 2022 году. Пожар начался в 18:50 по местному времени 15 апреля, по данным на 16 апреля, пожар потушен. В ходе спасательной операции пострадал один пожарный.
Причина возгорания
Криминалистическая экспертиза установила причину пожара, которая связана с неисправностью электрики. Очаг возгорания произошел на шпиле, где велись реставрационные работы. Пожар подобного масштаба удалось бы избежать, если бы пожарная служба приехала сразу же после начала возгорания. Было утеряно время (около 20 минут) в попытке потушить пожар своими усилиями.
Последствия
В результате пожара обрушились шпиль, часы и крыша здания. Пожарным удалось спасти обе колокольни собора, пламя не затронуло и главные святыни: терновый венец, тунику святого Людовика; спасены несколько картин.
В ходе пожара расплавилось около 300 тон свинца, находившегося в шпиле и кровле, что до сих пор наносит урон. В мае 2021 года площадь возле собора была перекрыта из-за повышенной концентрации свинца на неопределенный срок для очистки территории и поиска источника загрязнения. Первый скачок произошел 26 апреля, а уже 10-11 мая дозировка превышала допустимую в два раза.
Реконструкция собора
Президент Франции Э.Макрон пообещал, что собор Нотр-Дам будет открыт к Олимпиаде 2024 года в Париже. Однако, строительные проекты никогда не идут по плану, отсрочка открытия связана с эпидемией, плохими погодными условиями, загрязнением свинцом. Возможно, летом 2024 года собор откроют для туристов, однако дата окончания реконструкции на сегодняшний день открыта. По предварительным расчетам, реставрационные работы в полном объеме займут не менее десяти лет.
Для восстановления собора в первозданном виде потребовалась дубовая древесина. Хоть Макрон и предлагал создать более современный шпиль, эксперты настояли на том, чтобы собор сохранил облик с реконструкции, начавшейся в 1843 году под руководством архитектора, рестовратора и искусствоведа Эжена Виолле-ле-Дюка. При непосредственном участии министра сельского хозяйства и продовольствия Франции Жюльена Денорманди и министра культуры Розлин Башло, в бывшем королевском лесу Берсе были отобраны столетние дубы. Для строительства шпиля было вырублено около 2000 единиц деревьев, что вызвало негодование у защитников природы и экологов.
Предлагаем посмотреть короткий репортаж (6 минут с субтитрами на английском языке) о том как проходят реставрационные работы, спустя два года после пожара. Материал подготовила международная общественная радиостанция Radio France International (RFI).
Сбор пожертвований
Сразу после пожара представители крупных компаний и небольшие инвесторы пообщели выделить на реставрацию около 1 млрд евро. На сегодняшний день (май 2021 г.) выделено 833 млн евро.
При соборе открыт бутик с сувенирами, работает как онлайн-магазин. Всю полученную выручку направляют в фонд пожертвований. Посмотреть продукцию можно на официальном сайте Нотр-Дама в разделе Boutique.
Съемки документального фильма
На данный момент ведутся съемки документального многобюджетной драмы о событиях 15 апреля 2019 года. Премьера фильма Notre Dame Brûle (Нотр-дам в огне) французского режиссёра Жан-Жака Анно состоится 13 апреля 2022 года.
Большинство массовых сцен отсняты в других французских готических церквях, таких как Отель де Санс и базилика Сен-Дени, которые были построены в один и тот же период времени и имеют очень похожие архитектурные детали. Сцены пожаров снимаются на съемочной площадке к северу от Парижа, специально построенной для имитации башен, шпиля и интерьера церкви.
Интересные факты
- Нотр-Дам выстроен на месте, где в древние времена стояли четыре разные церкви: Христианский приход, базилика Меровингов, Каролингский храм и романский Кафедральный собор. Кстати, именно руины последнего собора послужили фундаментом для нынешнего.
- Строительство продолжалось 182 года (1163-1345 гг). Спустя 19 лет строительных работ появился главный алтарь, который сразу же освятили, спустя еще 14 лет — закончено строительство нефа. Затем строительство продолжалось на территории центрального (западного) фасада, который богато украшен скульптурами и барельефами.
- Западный фасад и две башни строились 45 лет (1200-1245гг.). Различную высоту башен объясняет тот факт, что над строительством работало много архитекторов, которые смешали два стиля — романский и готический.
- Летом 1239 года король Людовик IX внес в храм главную святыню и реликвию — Терновый венец.
- Гаргулии на вершине собора Нотр-дам раньше использовались в качестве водосточных труб — теперь же это одно из украшений здания.
- Вместо привычных настенных картин с изображением святых — высокие витражи, которые являются одновременно и украшением собора и источником света. Витражами разделяли помещения, так как по окончанию строительства в соборе не было предусмотрено ни одной стены. Вместо стен здесь были колонны и арки.
- После завершения строительства собор являлся главным духовным очагом Франции — здесь проводились королевские свадьбы, коронации, похороны и другие важные в масштабах страны мероприятия. Несмотря на важную роль собора в жизни страны, его стены принимали и простолюдин, которым оказывалась помощь.
- Богачи доверяли стенам собора и приносили все свои сокровища на хранение. Именно таким образом, в стенах храма сформировалась сокровищница.
- Во время Французской революции якобинцы хотели разрушить собор, однако жителям удалось его спасти — они собрали деньги в поддержку мятежникам и передали их новому правительству. Несмотря на уговор, свое обещание революционеры сдержали не полностью — колокола были переплавлены в пушки, надгробия — в пули, скульптуры иудейский царей были обезглавлены. Здание собора использовалось в качестве винного склада — именно в этот период Нотр-дам потерял свою значимость. Католический храм был возвращен духовенству только в 1802 году.
- Благодаря известному роману Виктора Гюго «Собор парижской богоматери» (1831 г), где писатель задался целью разбудить в народе любовь к французской архитектуре, в 1841 году была начала реставрация собора. На верхней площадке перед башнями появилась знаменитая галерея химер. Скульпторы создали изображения мифических существ, которые воплощали в себе характер человека и разнообразие его настроений.Реставрация продолжалась 23 года, в ходе которой реставраторы смогли заменить все разбитые скульптуры, возвести высокий шпиль, восстановить витражи. Были убраны строения, которые примыкали к собору, благодаря чему перед главным входом появилась площадь.
- В 2013 году, в честь 850-ти летия собора, были отлиты новые колокола, в количестве 9 единиц. Так же был реконструирован крупнейший во Франции церковный орган, появившийся здесь в начале XV века. Сейчас инструмент полностью компьютеризирован, при этом корпус выполнен в стиле Людовика XVI.
- Сегодня Нотр-Дам-де-Пари действующая церковь: здесь постоянно проходят богослужения, во время которых используются современные видеоэффекты. Ежедневно в 8:00 и в 19:00 можно услышать звон колоколов.
- Наряду с верующими в собор допускаются и туристы. У всех посетителей есть уникальная возможность осмотреть священные реликвии, а также ценные вещи, которые скопились в соборе за его долгую историю.
Достопримечательности
Здесь вы найдете более развернутую информацию об объектах собора. Данная информация будет полезна для общего ознакомления.
Апсида
С набережной Турнель можно увидеть апсиду (Chevet) её подпорными арками и серо-зелёным сводом. Она расположена в восточной части, символизирует восход солнца Воскресения.
Традиционно апсидная сторона служит для сбора внутренних ритмических потоков и высшей божественной энергии космоса.
Благодаря особенной конструкции создаётся впечатление присутствия Бога среди людей. После реставрации собора были заменены арки по проекту Жана Рави. Сегодня размер арок достигает 15 метров.
С южной стороны можно увидеть как выглядел собор в XIX веке. Раньше здесь находился дворец архиепископа, который был снесён вместе с казной и ризницей во время беспорядков 1831 года. Дворец решили не восстанавливать.
Часовня рыцарей Гроба Господня
В самом сердце собора находится Часовня рыцарей Гроба Господня (Chapelle des Chevaliers du Saint-Sépulcre), которая официально была открыта 6 марта 2009 года. Церемонию возглавил монсеньор Туаль, Патриарх Латинский из Иерусалима. Реставрация часовни проходила в соответствии с пожеланиями кардинала Люстиже и его преемника, кардинала Вен-Труа.
В этих стенах, в современном реликварии из красного стекла, лежит самое драгоценное сокровище – терновый венец Христа, завёрнутый в пурпурную мантию. Священный венец являет собой пучок сплетённых терновых веток без шипов, которые еще в древние времена разобрали по различным храмам и монастырям, с дополнительно вплетёнными в него несколькими веточками ароматического растения зизифуса.
Он заключён в хрустальном кольце, имеющем золотую оправу. Невозможно с точностью утверждать, что венец Христа является подлинным, но первые упоминания о нём задокументированы в IV веке.
Большую часть времени святой венец находится в специальном хранилище и не выставляется. Для поклонения верующих его торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и на Великую пятницу. В церемонии принимают участие рыцари Гроба Господня.
Позади реликвария на алтаре установлена статуя Богоматери семи скорбей, которая держит в своих руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову её сына.
Часовня пресвятых даров
Рядом с Часовней рыцарей Гроба Господня, в оси нефа, находится ещё одна необычная капелла. Она называется Часовня пресвятых даров (Chapelle du Saint-Sacrement) и посвящена матери Иисуса Христа, что часто встречается в церквях эпохи Микеланджело.
Её строительство началось в 1296 году по инициативе епископа парижского Саймона Матиаса де Буше. Эта часовня ещё известна под названием «Богоматери семи скорбей». Она служит для медитаций и сакральных молитв священного таинства.
На правой стене можно увидеть старинную фреску XIV века, на которой изображена девушка, принимающая свою душу в присутствии Святого Дени и Святого Никеза, являющегося покровителем часовни.
На алтаре часовни, увенчанным статуей Девы Марии, в течение всего дня выставлены Святые Дары, то есть хлеб, ставший телом Христовым, символизируя присутствие самого Бога. Адорация или поклонение Святым Дарам широко распространено в традициях Католической Церкви. Люди приходят сюда поодиночке или группами, для того чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.
Пьета
В глубине храма на самом видном месте центрального нефа расположился алтарь. За ним на небольшом отдалении предстаёт знаменитая Пьета (Pietà)– скульптурная композиция творения Николя Кусту. У её подножия резной цоколь, выполненный Франсуа Жирардоном.
В центре изображена Дева Мария, удерживающая на руках своего мёртвого сына, которого только что сняли с креста. Взгляд богоматери обращён не на бездыханное тело Иисуса, а к небесам. Её лик выражает скорбь и, в то же время, надежду на воскрешение Христа, обещанное ей свыше. По сторонам от Девы Марии расположены изваяния двух монархов: правое – Людовика XIII (скульптор Николя Кусту) и левое – Людовика XIV (скульптор Антуан Куазевокс).
При этом Король Людовик XIII как бы предлагает матери Христа свою корону и скипетр, а его сын Луи XIV склонился в молитве. Этот необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: венец терновый, гвозди, губку с уксусом, бич, пику и табличку INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский).
Предыстория появления статуй также заслуживает внимания. Страстно желая долгожданного рождения своего будущего наследника, Людовик XIII дал обет приукрасить алтарь и Пьету, если господь пошлёт ему сына. Его мечта сбылась в 1638 году с появлением на свет Людовика XIV, но спустя 5 лет король умер, так до конца не выполнив своего обещания. Его преемнику удалось воплотить в жизнь завещание отца только через 60 лет, когда в результате масштабной реконструкции на смену готическому стилю пришёл барокко.
Амбулаторий
В церковной терминологии «амбулаторием» называется полукруглый обход вдоль алтарной апсиды, которая является завершением центрального нефа. Он выглядит как продолжение боковых нефов, плавно переходящих друг в друга.
В соборе Парижской Богоматери двойной амбулаторий (Déambulatoire) разделён колоннадой и имеет выход в наружные апсидные капеллы (часовни). Всего их пять, и они лучами расходятся вокруг алтарного выступа, образуя «венец капелл». Все они имеют посвящение разным святым и украшены прекрасными изваяниями и витражами, которые являются настоящими произведениями искусства. В них также находятся мавзолеи, гробницы и надгробные монументы многих выдающихся религиозных деятелей и прочих известных личностей. К примеру, возле восточной стены начальной апсидной часовни, посвященной Святому Гийому (Вильгельму), размещается мавзолей графа Анри Клода д’Аркура (1704-1769), служившим генерал-лейтенантом в королевской армии. Скульптурная композиция изображает покойного графа, который, услышав плач коленопреклоненной супруги у своего гроба, приподнимается и, освободившись от савана, протягивает руки к преданной жене.
Но за спиной покойного стоит сама Смерть с песочными часами в руке, показывая графине, что настал и её час. Весь образ графини выражает страстное желание немедленно воссоединиться с возлюбленным супругом.
Этот архитектурный ансамбль был построен в конце XIII – начале XIV веков. В ходе полномасштабной реставрации, которую в XIX веке возглавлял знаменитый парижский архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, всё пространство амбулатория было оформлено с использованием оригинальной настенной росписи, воссозданной с удивительной исторической точностью. Именно поэтому, здесь царит необыкновенно одухотворённая и восторженная атмосфера.
Алтарь
В середине центрального нефа находится необычный средневековый алтарь (Choeur). По обеим сторонам от него расположены резные сцены, запечатлённые в камне, называемые алтарной преградой. Она появилась в соборе в XIV веке, когда мастер, предположительно Жан Рави, вытесал из камня изящную перегородку, изолирующую клирос (хоры) от нефа. На преграде последовательно изображаются сцены из Евангелия в скульптурном исполнении. Все картины выполнены в полихромных тонах. В середине XIX века здесь также проводились реставрационные работы под руководством Виолле-ле-Дюка, тогда и произошло обновление цветовой гаммы.
За алтарем на значительном возвышении расположены длинные стрельчатые окна, выложенные цветными витражами XIX века, заменившие первоначальные утраченные мозаики XIII века.
Реконструкция хоров задумывалась ещё при Людовике XIII, как дань благодарности Деве Марии, даровавшей Франции долгожданного наследника Луи XIV в 1638 году. С этого периода каждый год 15-го августа на Успение – главный церковный праздник, посвящённый Марии – крёстный ход торжественно проплывает по улицам Парижа, как напоминание о «королевском обете». Через пять лет после рождения сына, Людовик XIII на смертном одре завещал своему преемнику завершить все обновления алтаря.
Реставрационные работы были завершены в 1723 году. На это ушло целых три четверти века. Верхние ряды тогда увенчали деревянные скульптуры, которые изображали сцены из жизни Девы Марии.
Северная часть преграды
Алтарная преграда (Clôture du choeur nord), созданная в конце XIII века, охватывает 14 сцен из Библии, наглядно рассказывающих о рождении и жизни Иисуса Христа, за исключением трагических событий, которые случились после Тайной вечери – заключение под стражу, суд, бичевание и распятие Христа. Библейские сцены изображены последовательно.
Сюжетная линия начинается с того, что непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее изображается убиение младенцев и бегство в Египет.
Выбраны такие сцены из жизни Христа, как встреча младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, истории о том, как молодой Иисус находился в храме среди мудрецов и среди учителей иудейских, Крещение и свадьба в Кане Галилейской. Заключительные эпизоды – вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам в Гефсиманском саду.
Над этими скульптурными композициями на протяжении полувека трудились три мастера – Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Большая часть сцен имеет достоверную временную последовательность, проверенную по четырём Евангелиям. Цветовая гамма алтарной преграды была обновлена в ходе реставрации XIX века.
Южная часть преграды
Алтарная преграда (Clôture du choeur sud) датируется началом XIV века. Она составлена из девяти библейских сцен, описывающих явления Иисуса Христа после Воскресения из мёртвых. Каждый библейский сюжет на южной стороне отчётливо отделён от последующего вертикальной чертой.
- Встреча Христа и Марии Магдалины.
- Явление Христа жёнам-мироносицам.
- Встреча Христа с апостолами Иоанном и Петром.
- Встреча Христа с учениками на дороге в Эммаусе.
- Явление Христа одиннадцати апостолам на вечере.
- Явление Христа апостолу Фоме.
- Встреча Христа с учениками на Тивериадском озере.
- Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее.
- Встреча Христа с апостолами в Иерусалиме – это последнее явление, завершившееся вознесением Христа на небо.
С 1300 по 1350 годы над созданием этой уникальной скульптурной группы работали Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Цветовая окраска была впоследствии обновлена реставраторами Виолле-ле-Дюка в XIX веке.
Сокровищница
Храмовая сокровищница (Trésor) находится в небольшом здании — пристройке. Здесь собрана интересная коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь, одежды священников, древние манускрипты и другие сакральные реликвии с XIII по XXI века. Но особенную ценность представляют терновый венец Иисуса Христа и Палатинский крест-реликварий, где под стеклом в нижней части хранится гвоздь, а в верхней – семь частиц Животворящего Креста. Золотая табличка на греческом языке гласит, что первоначально эти реликвии принадлежали византийскому императору XII века Михаилу Комнину.
Некоторые сокровища выносят для демонстрации публике в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу Великого Поста и в Страстную неделю.
Коллекцию реликвий собора Парижской Богоматери начали собирать с самого его возникновения, и к концу XVIII века храмовая сокровищница считалась одной из самых великолепных в Европе. В период Французской революции часть сокровищ была разграблена, но с рассветом Конкордата коллекция была снова восстановлена и пополнена реликвиями из сокровищницы Сент-Шапель.
В очередной раз хранилище пострадало во время беспорядков 1830 и 1831 годов, и было отреставрировано уже в середине XIX века по проекту Виолле-ле Дюка. Но, несмотря на все трудности, сокровищница сохранила своё первоначальное назначение для хранения ценных предметов, используемых в литургии.
Красная дверь
Этот скромный дверной проём на северной стороне хоров называется «Красная дверь» (Porte Rouge), благодаря яркому цвету своих створок. Он был возведён под руководством архитектора Пьера де Монтрея во второй половине XIII века и использовался в качестве прямого прохода между обителью и собором. Красная дверь соединяла монастырь, где жили каноники и хористы, с Нотр-дам де Пари. В 2012 году эти врата были восстановлены по инициативе общества охраны исторических памятников Иль-де-Франс.
На тимпане над дверью помещена сцена благословения Христом Девы Марии, в то время как ангел возлагает царскую корону на её голову. В верхней части изображён Сен-Марсель, епископ парижский в V столетии. Его останки считаются одной из самых драгоценных святынь собора и покоятся на вершине кафедральных хоров на виду у всех прихожан.
В левой части над дверным проёмом размещено скульптурное панно о том, как епископ проводит церемонию крещения и святого причастия – два важнейших таинства для христиан всех конфессий. С правой стороны он же восседает на кафедре, проповедуя. Его лик выражает духовное торжество над дьяволом.
Статуя Парижской Богоматери
У юго-восточного столба трансепта или поперечного нефа, справа от главного алтаря, можно увидеть статую Девы Марии с младенцем на руках. Её называют Парижской Богоматерью (Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»). Статую привезли в XIX веке из часовни Сент-Эньян на Иль де ла Сите.
Это самое известное и почитаемое скульптурное изображение Девы Марии из 27 подобных статуй, представленных в Нотр-Даме. Период её создания относится к XIV веку. Установлена в 1855 году вместо древней скульптуры чудотворной Черной Девы, бесследно исчезнувшей в годы революции.
От скульптуры исходит голубоватый свет, а большое количество белых лилий, которыми украшена Дева Мария, источают изумительный аромат. Всё это устроено в знак глубочайшего поклонения.
Трансепт
В церковной архитектуре «трансептом» называется поперечный неф в храмах, выстроенных в форме креста или базилики, который пересекает центральный продольный неф под прямым углом. Крайние границы трансепта (Transept) образуют апсиды, выдвигающиеся за пределы основной части здания, трансепт выступает на 2 метра. По высоте с главным нефом они совпадают, но трансепт отличается тем, что состоит из четырёх ярусов.
Трансепт был возведён к 1258 году. Здесь расположены такие значимые достопримечательности, как южное и северное витражное окно-роза, статуя Парижской Богоматери с младенцем, портал Святого Стефана и портал «Красных врат», а также главный алтарь. В одном из ответвлений трансепта можно полюбоваться на две женские фигуры святых покровительниц Франции – святой Жанны Д’Арк и святой Терезы – покровительницы младенца Иисуса, а также на статую святого Дионисия работы Николя Кусту. Многие статуи были воссозданы уже в XIX веке.
Вблизи от изваяния Девы Марии установлена табличка, которая сообщает, что в данном соборе состоялся знаменитый судебный процесс, оправдавший Жанну Д’Арк. А небольшая бронзовая пластина в полу информирует о том, что известный поэт Поль Клодель принял здесь католическую веру в 1886 году.
Южное окно-роза
На южном фасаде трансепта расположено огромное витражное окно в форме розы (Rose sud), диаметр которой составляет 13 метров. Первоначально его установили ещё в XIII веке. Какая-то часть витража сохранилась до наших дней в первозданном виде, остальные части были заменены в ходе реставрационных работ, проводимых в XVIII и XIX веках.
Сама розетка состоит из 84 витражных фрагментов, которые выложены в форме четырёх кругов: 24 медальона, 12 медальонов, 4-х дольные и 3-х дольные панели. Известно, что во время реконструкции, которая проходила в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул южную розетку градусов на 15, для того чтобы закрепить её на прочной вертикальной оси. По этой причине многие фрагменты находятся не на своих оригинальных местах, и сейчас непросто определить какой участок окна изначально занимала та или иная сцена.
На витражной розе изображен Иисус Христос, окруженный апостолами и другими почитаемыми во Франции святыми, мучениками и мудрыми девами.
В четвёртом круге на разных фрагментах нарисованы двадцать ангелов, держащих в руках венки, свечи и кадильницы, а также изображены события из Нового и Ветхого Заветов.
Третий круг предлагает нам познакомиться с девятью сценами из жизни святого Матфея, которые датированы последней четвертью XII века и прекрасно сохранились до наших дней.
В центральном медальоне оригинальный витражный фрагмент не сохранился, поэтому Виолле-ле-Дюк заменил его изображением второго пришествия Христа: в уста Спасителю вложен меч, символизирующий Слово Божие, которое предназначено отделить истину ото лжи. У ног Христа лежит Книга Жизни, а вокруг него символы четырёх евангелистов: ангел, орёл, лев, телец.
Два нижних угловых элемента повествуют о сошествии в Ад и воскресении Христа.
Роза покоится на своеобразном поясе из 16-ти стрельчатых витражных оконцев, в совокупности с которыми общая высота витража доходит до 19 метров. На этих узких пластинках изображены пророки. Это создавалось в 1861 году художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка.
Портал святого Стефана
На южной стороне трансепта, обращённой к набережной реки Сены по направлению к Латинскому кварталу, находится портал, который был освящён во имя мученика святого Стефана (Portail Saint-Etienne). Он был построен в XIII веке архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрейлем. В прошлом этот проход вёл к резиденции епископа, преемника святого мученика Дени.
Главным украшением портала является тимпан, на котором в камне изображены эпизоды жизни и мученичества святого Стефана, а также сцены быта студентов Парижского университета. Святой Стефан являлся покровителем первого парижского собора.
Рассматривая скульптурную композицию справа-налево и наверх, можно увидеть, как святой Стефан проповедовал перед еврейскими властями и народом, а впоследствии предстал перед судом, был забит камнями, похоронен и благословлён Христом. Примечательна сцена, на которой два священнослужителя проносят молитвенник и освящённую воду после традиционной службы. Это служит доказательством того, что одни и те же святые традиции соблюдаются с течением времени.
Северное окно-роза
По левой стороне от главного алтаря на северном фасаде трансепта расположено удивительной красоты витражное окно-роза (Rose nord). Его можно назвать подлинным шедевром высокой готики XIII века. В отличие от южной розетки, этот витраж сохранился практически нетронутым, так как 85% мозаики – это оригинальное произведение искусства средневековых мастеров.
Северное окно-роза располагается на высоте 21 метр, его диаметр – 13 метров. Сюжетная композиция изображает Богоматерь с младенцем в окружении персонажей из Ветхого Завета. В центральной части витражной розетки помещена Дева Мария с новорождённым Иисусом на руках, а вокруг неё расположены медальоны с изображениями судей, пророков, царей и первосвященников.
Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков в цветовой палитре мозаичных элементов символизирует долгую тревожную ночь в ожидании появления на свет Мессии.
Композиция северной розетки находится в своеобразном движении: фрагменты витража располагаются не по строгим вертикальным и горизонтальным линиям, создавая, тем самым, образ вращающегося колеса. Озаряемое солнечными лучами, окно-роза северного трансепта расцвечивает яркими красками тёмные стены нефа, заполняя внутреннее пространство храма божественным светом.
Красные ворота
Портал на северной стороне трансепта носит название Красные ворота (Portail du Cloître). Раньше он служил проходом в монастырскую обитель, расположенную рядом с собором Парижской Богоматери.
На центральном столбе портала изображена Дева Матерь – подлинная статуя XIII века. Она находилась здесь изначально с момента её создания, но младенец, к сожалению, был разрушен. Напоминая собой знаменитую статую Парижской Богоматери XIV века, установленную внутри собора, Дева портала всё же является более царственной и величественной.
На тимпане над вратами помещена скульптурная сцена о короновании Марии в присутствии короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Чуть выше изображены сюжеты из детства Иисуса Христа: рождество, явление его в храме, убиение младенцев и бегство в Египет.
На архивольтах показаны эпизоды чудес, происходивших со святыми Феофилом и Марселем. На одной из сцен святой Марсель извлекает дьявола в образе дракона из тела умершей грешницы. На другой показана божественная сила Марии, заключённая в её сыне-спасителе. Впечатляет история о том, как Феофил, продав душу дьяволу, для того чтобы закрепить за собой место преемника епископа, впоследствии раскаялся и стал молиться Деве. И она разорвала этот договор, спасая Феофила из дьявольских объятий. В самой верхней части над порталом изображён епископ, рассказывающий историю в назидание верующим.
Отдельные части подлинных статуй, украшавших эти врата, – фигуры волхвов и добродетелей – выставлены в музее Клюни.
Главный алтарь
У входа на хоры установлена приподнятая литургическая платформа с помещённым на ней современным бронзовым алтарём работы французских скульпторов Жана и Себастьяна Туре. Его освящение проводилось в 1989 году.
По образцу собора в Шартре по бокам главного алтаря (Autel principal) расположены фигуры четырёх библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила.
Впереди изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. По замыслу создателей эта скульптурная группа символизирует связь Ветхого и Нового Заветов.
Начиная со времени Второго Собора в Ватикане, месса проводится рядом с входом на хоры, при этом священник обращён лицом к прихожанам, как это всегда делал Папа в церкви Святого Петра в Риме.
Боковые нефы
Собор Парижской Богоматери, в архитектурном смысле, представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами (Bas-côtés), которые разделены пополам продольными рядами гигантских колонн. Такие дополнительные ряды столбов превращают трёхнефную базилику в пятинефную. Эта особенность делает собор намного более ценным памятником архитектуры. В Средневековье готические соборы с двойными боковыми нефами строились не часто, в проёмах аркад просто вешали шпалеры.
По сторонам нефов расположено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. В этих часовнях хранятся картины и скульптуры на религиозную тематику, которые создавались на заказ лучшими мастерами Франции. Они преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая, следуя многовековой традиции, связанной с парижскими ювелирами. А ещё в одной из капелл можно рассмотреть исторический макет, наглядно демонстрирующий ход строительства собора Парижской Богоматери.
Неф
Центральный неф (Nef) представляет собой вытянутое помещение из десяти пролетов, ограниченное с обеих продольных сторон рядом колонн, отделяющих его от боковых нефов. Своды нефа поднимаются в высоту на 33 метра, а его ширина составляет 12 метров.
В высоту неф собора Парижской Богоматери имеет три уровня:
- В нижнем ярусе расположились круглые, отшлифованные колонны с капителями в виде искусных венков из листьев аканта.
- Во втором ярусе расположены арочные проемы, отделяющиеся друг от друга тонкими колоннами.
- С обеих сторон третьего яруса выстроились ряды вытянутых стрельчатых окон, необходимых для проникновения дневного света.
Благодаря этому, ясно просматривается потолок, сооруженный в виде шестилепесткового каменного свода.
Внутреннее пространство нефа кажется намного больше, чем в обычной приходской церкви. Создатели собора, тем самым, пытались воссоздать образ небесного Иерусалима, который подробно описывается в Библии. Архитектурные элементы готического стиля добавляют интерьеру утончённости и изящества, создавая ощущение прикосновения к небесам, что не всегда было присуще романской архитектуре более раннего периода.
По обеим сторонам нефа на хорах сохранились резные деревянные скамьи начала XVIII века, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии. Они были выполнены специально, как дань, во имя королевского обета Людовика XIII.
Ежедневно здесь на службу собирается большое количество прихожан. Внутри собора царит таинственный полумрак. В ходе масштабной реставрации, для лучшего освещения, были дополнительно проделаны новые окна в боковых стенах нефа.
Большой Орган
Под западным окном-розой установлен знаменитый орган собора Парижской Богоматери (Grand orgue). Он является не только самым большим органом во Франции, но и одним из крупнейших музыкальных инструментов во всём мире. На сегодня орган состоит из 109 регистров и около 7800 труб.
Впервые орган был установлен в соборе в 1402 году. Для него был специально сконструирован новый корпус в готическом стиле. Поскольку этот инструмент не мог полностью заполнить собой всё обширное пространство собора, в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Тогда же орган приобрёл и свой нынешний корпус в стиле Людовика XVI. В 1860-х годах известный французский строитель органов XIX века Аристид Кавайе-Колль произвёл его полную реконструкцию, и барочный инструмент получил необычное романтическое звучание. В дальнейшем, большой орган ещё несколько раз подвергался различным перестройкам и заменам, но в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а к нему проведён оптоволоконный кабель.
Многие известные имена сопровождали этот орган на протяжении веков, среди которых были Перотина, изобретатель полифонической музыки в XIII веке, Кампра, Дакен, Арман-Луи Куперен, Сезар Франк, Камиль Сен-Санс, а в недавнее время Луи Вьерна и Пьер Кошеро. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из престижнейших во Франции.
Послушать звучание большого органа можно совершенно бесплатно каждую неделю во время воскресной мессы.
Западное окно-роза
Западное окно-роза (Rose ouest)– это центральный витраж в Нотр-Дам де Пари. Он был создан в 1220 году и является самой старинной розеткой в соборе. Витражная роза кажется огромной, но её диаметр составляет всего 9,6 метров, что делает эту мозаику самой маленькой из трёх розеток собора.
Гармонично расположенная в центре западного фасада, она состоит из трёх кругов вокруг центрального медальона с изображением Богоматери и младенца Иисуса. В первом поясе от центра размещены двенадцать «малых» пророков, далее следуют 12 сельскохозяйственных работ по сезонам, которым соответствуют 12 знаков зодиака.
В верхнем круге на медальонах показано, как двенадцать добродетелей в виде воинов, вооружённых копьями, выступают против двенадцати пороков.
До наших дней большая часть подлинных фрагментов мозаики западного окна не сохранилась, а сам витраж был практически полностью изменён Виолле-ле-Дюком в XIX веке. В полной мере рассмотреть розетку на окне также не получится, так как её частично закрывает большой орган.
Западный Фасад
Строительство западного фасада (Façade occidentale) началось при епископе Эде де Сюлли в 1200 году третьим по счёту архитектором, трудившимся над возведением собора. Эту работу продолжили его преемники, в частности, Гийом д’Овернь, а после 1220 года строительство продолжил уже четвёртый архитектор. Северная башня была завершена в 1240 году, а Южная башня – в 1250 году.
Западный фасад является воплощением величия, простоты и гармонии. Его сила и мощь основывается на взаимосвязи между вертикальными и горизонтальными линиями. Четыре мощных контрфорса устремляются к вершинам башен, вознося их к небесам. Их символический смысл в том, что этот храм посвящён Богу. А две широкие горизонтальные полосы как будто возвращают здание обратно на нашу бренную землю, являясь доказательством того, что этот кафедральный собор принадлежит также и людям.
Впечатляют и размеры западного фасада: 41 метр – в ширину, 43 метра – до основания башен, 63 метра – до верхней части башен.
В центре, рядом с Галереей Девы, находится большая роза диаметром 9,6 метров, созданная в 1225 году, которая образует собой нимб над головой статуи Девы с младенцем, которая находится в окружении двух ангелов. По обеим сторонам от каменной розы установлены статуи Адама и Евы, которые напоминают нам о первородном грехе. Они были поставлены здесь по инициативе Виолле-ле-Дюка в XIX веке.
Под балюстрадой расположен широкий горизонтальный фриз, называемый Галерея Царей. Здесь представлено 28 фигур иудейских царей, прародителей Христа. Высота каждой фигуры – больше трёх метров. Эта скульптурная композиция указывает на то, что Мария была смертной женщиной, представительницей человеческой расы, и родила Иисуса, который был и человеком и Богом. В период революции 1793 года каменные фигуры были обезглавлены, поэтому реставраторам XIX века пришлось их восстанавливать. Большая часть подлинных сохранившихся голов царей сейчас выставлена в средневековом музее Клюни.
На нижнем уровне фасада расположены три больших портала, которые существенно различаются между собой. Центральный портал известен как Портал Страшного Суда, он выше и шире остальных. Справа от него находится Портал святой Анны, а слева – Портал святой Девы. Створки ворот украшены удивительным узором из кованого железа, а фасадная часть порталов оформлена с изображением множества персонажей. На контрфорсах размещены 4 статуи: на южной стороне – фигура диакона святого Стефана, на северной стороне – епископ Сен-Дени, а по бокам от центрального портала изображены две аллегории – синагога и церковь.
Портал Святой Анны
Южный проход на правой стороне западного фасада называется Порталом святой Анны (Portail Sainte-Anne), она была матерью Девы Марии. Он относится к XIII веку и является самым ранним среди других порталов.
На тимпане, в верхней его части, изображена Мадонна Маэста, восседающая на троне под балдахином. По разным сторонам от неё разместились ангелы и строители храма – епископ Морис де Сюлли и коленопреклонённый король Людовик VII. Эти статуи были созданы для церкви Святой Марии, которая ранее находилась на месте собора, а затем их перенесли на портал. В нижней части тимпана изображены сцены из жития Иоакима и Анны.
На центральном столбе портала между дверьми установлена статуя святого Марселя, парижского епископа в V веке. Святой Марсель был предшественником святой Женевьевы. Эти две фигуры до революции были очень почитаемы среди верующих парижан. Они прославились своими смелыми, изобретательными и эффективными трудами, направленными на благотворительность. К тому же, как и все истинные борцы за справедливость, они были высокодуховными личностями, свято соблюдающими все таинства и молитвы.
Портал Страшного суда
Этот портал (Portail du Jugement) был возведён в 1220–1230 годах. Он расположен по центру западного фасада, поражая своим великолепным скульптурным оформлением. Здесь представлен Страшный Суд так, как он описан в Евангелии от Матфея.
В центре тимпана изображён Христос, восседающий на троне во славе, по обеим сторонам от него расположились ангелы с орудиями Страстей и коленопреклонённые фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии, которые молятся за грешников. Под фигурой Христа изображён град небесный – Новый Иерусалим. Справа от него помещены фигуры праведников, возглавляемые архангелом Михаилом с весами для человеческих душ в руках. На другой стороне – черти забирают грешников в Ад. В самой нижней части тимпана показана сцена Воскресения.
На архивольтах изображены разнообразные святые, женщины и мужчины, которые составляют иерархию Сил Небесных. На боковых пилястрах у самих врат расположены фигурки дев, по пять с каждой стороны, олицетворяя «Притчу о десяти девах».
На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, находится ещё одна статуя Христа. Его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. В их подножии, на цоколе портала, в небольших медальонах представлены добродетели и пороки.
Многие статуи, украшавшие Портал Страшного Суда, были уничтожены во время революции и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул западному фасаду его первоначальный облик.
Портал Святой Девы
Северный портал на левой стороне западного фасада собора Парижской Богоматери носит название Портал Святой Девы (Portail de la Vierge). Он украшен статуями XII – XIII веков.
На центральном пилястре установлена фигура Мадонны с младенцем. На тимпане изображены сцены Успения и Коронования Девы Марии.
На одной из скульптурных композиций можно увидеть, как проходило завершение жизненного пути Марии на земле. Термин «успение» в христианском словаре обозначает смерть. Умершие заснут, но в Последний День Христос пробудит их для всеобщего воскресения, как и Господь воскресил его в пасхальное утро. Символизируя связь с Ветхим заветом, у смертного одра Марии расположились двенадцать апостолов, которые возложили Ковчег Завета, где находятся скрижали Завета, которые служат прообразом святой Девы, в ком слово стало плотью.
Другая сюжетная линия изображает сцену коронации Девы после её воскресения на небеса. Она торжественно восседает на царском троне, а сын Иисус благословляет её, пока ангел возлагает корону на голову Марии.
На боковых пилястрах размещены аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архивольтах расположены разнообразные святые и ангелы.
Легенды
Для многих Нотр-Дам – универсальный справочник эзотерики. И ничего удивительного в том, что величественное сооружение, имеющее многовековую историю, как в саван, укутано в бесчисленные легенды.
О кузнеце
Легенды знаменитого собора встречают парижан и многотысячные толпы туристов прямо у ворот. Выражение «продать душу дьяволу» употребляется не в фигуральном, а в прямом смысле слова, когда речь заходит о мастере, ковавшем ворота для собора.
Спустя тысячелетия, люди с радостным восхищением любуются волшебством затейливых узоров на воротах. Не верится, что такую совершенную, непостижимую красоту мог создать человек.
В начале 2-го тысячелетия епископ Морис де Сюлли задумал построить грандиозный собор, который должен был затмить красотой и величием все, до того существующие.
Будущему собору отводилась почётная роль: стать духовным оплотом нации и вмещать в себя население целого города. На кузнеца была возложена важная миссия – создать ворота, которые соответствовали бы красотой и мастерством исполнения величию возводимого здания.
Бирсконе впал в тревожные сомнения. Задача, которая стояла перед ним, казалась ему настолько ответственной, а собственное мастерство настолько недостаточным, что он призвал на помощь сверхъестественные силы.
Каноник собора, придя наутро поверить, как продвигается работа, застал кузнеца в бессознательном состоянии. Зато в кузнице лежали ворота невероятной красоты. Причудливые витые узоры и орнаменты филигранной работы переплелись на них в единую небывало — волшебную композицию.
Непонятно было даже то, каким способом мастеру удалось создать этот шедевр: применял ли он ковку, или литьё для создания столь сложных ажурных узоров. Но сам мастер ничего не мог ответить.
Придя в себя, он был мрачен, задумчив и неразговорчив. Когда ворота установили и укрепили на них замки, то выяснилось, что никто, включая кузнеца, не может их открыть. Заподозрив неладное, замки окропили святой водой, и только после этого ворота впустили в храм изумлённых служителей.
Сам же гениальный мастер вскоре лишился дара речи и быстро сошёл в могилу. Так и не успели выпытать у него секрет создания ворот. Кое- кто логично предполагал, что мастер просто не хотел раскрывать секреты профессионального мастерства.
Но слухи и легенды сообщали, что тут не обошлось без сделки с дьяволом. Именно на такую сделку вынужден был пойти кузнец: продать душу в обмен на талант.
Как бы там ни было, но непостижимая красота главных ворот храма действительно может вызвать сомнения в том, что они создавались без какого — то вмешательства внеземных сил.
О гвоздях святого креста
Из четырёх крестных гвоздей, которые были использованы при распятии Христа, два хранятся на территории Франции. Один из гвоздей находится в самом Нотр-Даме. Другой — в церкви святого Сиффредия, которая расположена в городе Карпантра. Именно этому гвоздю приписывают всякие чудеса.
Чудесный гвоздь был найден в Иерусалиме матерью византийского императора Константина и перевезён в Рим. Елена, мать императора, не зря почитаема православными христианами всего мира: она спасла и уберегла многие святые реликвии, связанные с жизнью и смертью Иисуса и Богоматери. В частности, с её помощью был обретён крест, на котором казнили Господа.
Веруя в чудесную мощь крестного гвоздя, Елена приказала соорудить из него удила для коня своего сына. Она верила в то, что сила, заключённая в гвозде, убережёт императора на полях сражений. В 313 г Константин, одержав победу над Люцинием, положил конец гонениям на христиан и сам принял христианство.
Спустя века, удила очутились в соборе Карпантра. Гвоздь из этого собора являлся мистическим символом и оберегом города во времена нашествия чумы.
От прикосновения к нему исцелялись больные и увечные, гвоздь помогал изгнать бесов из одержимых. Ватиканом были официально признаны случаи необъяснимых с медицинской точки зрения чудесных исцелений.
Гвоздь, несмотря на свой многовековой возраст, не окисляется и не ржавеет. Даже попытки позолотить его ни к чему не привели: позолота отставала от гвоздя.
Все эти чудеса, правда, не распространяются на гвоздь, хранящийся в Нотр-Даме. Этот гвоздь давно покрылся ржавчиной. Однако подлинность французской реликвии из Карпантра до сих пор оспаривает Римская церковь.
О рыцарях
После разрушения Навуходоносором 1-го Иерусалимского храма был утерян след самой почитаемой иудеями реликвии — ковчега завета. Ковчег завета имел форму ларца и был сделан из чистого золота. В нём, якобы, хранились божественные откровения, проливающие свет на законы мироздания.
Помимо прочего, ларец заключал в себе тайну «золотого сечения». «Золотое число» 1, 618 в пропорции к 1 являлось идеальным для возведения архитектурных строений, при создании скульптур, картин. «Золотое число» было ключом, который открывал божественную тайну гармонии всего сущего.
По некоторым версиям Орден рыцарей — тамплиеров считался причастным к находке золотого ларца. Когда первые французские тамплиеры отправились на Восток для защиты паломников, идущих в Святую землю, то они не ограничились выполнением этой задачи.
В их миссию входил также поиск заветного ларца. Слух о том, что ларец был то ли найден ими, то ли передан тамплиерам тайными хранителями реликвии, распространился по Франции.
Во всяком случае, после их возвращения на родину началась постройка Шартрского собора. Ему предназначено было стать самым величественным и загадочным собором в мире.
Алтарь — «святое место» находится между второй и третьей колоннами собора. Если отсчитать от этого места 37 метров вниз, то можно обнаружить древний колодец друидов (нижняя точка). И на таком же расстоянии от алтаря находится высшая точка собора — шпиль главной колонны.
Это место с точками, расположенными симметрично на одинаковом расстоянии от главной святыни обладает какой-то магической силой. У побывавших там остаются неизгладимые впечатления. Кажется, что собор передаёт человеку двойную энергию.
Энергия Земли поднимается с нижней точки храма. Энергия небес нисходит сверху. Человек получает такую порцию концентрированной чистой энергии, что мгновенно преображается, как физически, так и духовно.
О Символе неба
Для жителя средневековья всё, что он видел, было лишь отражением высшего мира, невидимого для человеческого глаза. Поэтому вся архитектура средневековья было зашифрована в символы. Нелегко разгадать всю эту символику геометрии, симметрии, математики, астрологические символы, спрятанные в архитектуре Нотр-Дама.
На его центральном круглом витраже (розетке) изображены зодиакальные знаки и высечены из камня зодиакальные символы рядом с фигурой Девы Марии. Толкуется эта композиция, как символ годичного зодиакального цикла.
Но зодиакальный цикл начинается со знака Тельца, в то время как на витраже он берёт начало со знака рыб. А это соответствует не западной, а индуистской астрологии.
Знаку рыб соответствует Венера, если исходить из греческих традиций. Но так же рыба являлась символом Иисуса Христа. Греческое слово «ихтус» (рыба) в своих первых буквах содержало фразу: «Иисус Христос, Божий сын».
Галерея из 28 иудейских царей воспроизводит лунный цикл. Но — опять загадка Нотр-Дама: царей было всего 18, тогда, как лунный цикл состоит из 28 дней.
О колоколе
Колокола на башнях собора имеют свои имена и голоса. Самому древнему из них имеет имя Белль. А самый большой — Эммануэль весит 13 тонн.
Все колокола, за исключением последнего, звонят ежедневно утром и вечером. Эммануэль в силу своей тяжести раскачать не так- то просто. Поэтому им пользуются только в самых торжественных случаях.
Но, если верить легендам, то некогда собор служил пристанищем человеку, который мог в одиночку раскачать это гигантское сооружение. Его звали Квазимодо, он был звонарём Нотр-Дама.
Также существует красивая легенда, относящаяся к созданию этого колокола. Когда в своё время его хотели отлить из бронзы, влюблённые в Нотр-Дам парижанки бросали в расплавленную бронзу свои золотые и серебряные украшения. Именно поэтому голос колокола по красоте и чистоте звучания не имел себе равных.
О философском камне
Эзотерики считают Нотр-Дам своеобразным сводом оккультных знаний. Архитектуру и символику собора пытаются расшифровать различные исследователи оккультизма с начала XVII века.
Говорят, что знаменитым архитекторам собора помогали своими знаниями древние алхимики. И где – то в геометрии здания закодирован секрет философского камня. Тот, кто сумеет разгадать его в бесчисленной скульптурной лепнине, сможет превращать в золото любое другое вещество.
А, если суметь расшифровать древнее учение, которое, как считают последователи оккультизма, закодировано во фресках, то можно постичь все тайны мироздания и получить неограниченную власть над миром.
Фотографии
ш
Телефон: +33 1 42 34 56 10
Сайт: notredamedeparis.fr
Метро: Cité
Поезд RER: Saint-Michel Notre-Dame
Время работы: 8:00 - 18:45
Здравствуйте, подскажите пожалуйста в каких университетах или музеях можно запросить чертежи Нотр Дама?
Подскажите, пожалуйста, после пожара сохранилась ли возможность поклонения терновому венцу в первую пятницу месяца? Где сейчас он находится? Есть ли к нему доступ?
Терновый венец на данный момент находится в мэрии Парижа. Перевезен туда сразу же на сохранение. Доступа нет.
(отрывок из произведения)
О, ты, сакральный Нотр — Дам!
Твоим гримасам и химерам —
Смогу ль когда-нибудь воздать,
Их тайный смысл передать —
Своих отгадок — полной мерой?!
В январе 2019 года мы с женой были в Париже, жили рядом Собором Hôtel Belloy St Germain, 2, rue Racine. Из окна номера была видна его крыша и шпиль. Посетили Собор, снимали на фотоаппарат и камеру снаружи и его внутреннее убранство, изваянное в основном из дерева, картины. Красота Божественная. В голову не могла придти нелепая мысль, что такую красоту можно уничтожить, да еще таким варварским способом, как огонь. Тем не менее это произошло. Красота погибла. Сгорело то, что служило людям 850 лет. Возможно ли восстановить потери? Видимо возможно, но все равно это уже не будет Собор Нотр Дам, это будет его первая копия.
Сами сожгли, чтобы отвлечь внимание от жилетов и беженцев. И при этом получить деньги на ремонт и реконструкцию
есть ли возможность где-то посмотреть список музеев, где вход до 18 лет бесплатно?
Спасибо!
Многие музеи бесплатны до 26 лет. Такого списка нет, надо уточнять конкретно. Составляете список желаемых к посещению музеев, далее заходите на сайт музея и смотрите есть ли возможность пройти бесплатно.
Разрешено ли в соборе делать видеосъемку туристам?
На видео и фотосъемку нужно получить разрешение. Для этого на сайте нужно заполнить специальную форму за три недели до приезда. Съемка разрешена только на первом уровне собора.
Была в Париже ,тоже не по путевке.Дети сняли квартиру и мы жили в Париже 5 чудесных дней.Впечатления незабываемые : Лувр,Версаль,сСобор Нотр-Дам де Пари, Монмартр — самый известный и интересный район Парижа.Да все очен красиво.
В Париж я ездила не по туристической путевке. Подруга делала мне вызов. И конечно по приезду она меня провела по всем достопримечательностям. Собор Нотр-Дам де Пари запал мне в душу. До сих пор под впечатлением от увиденного. Такую красоту мне еще видеть не приходилось. Вот на него точно стоит посмотреть всем, кто приезжает в Париж.